Главная » 2019 » Октябрь » 4 » 100 лет управлению образования Олекминского района

100 лет управлению образования Олекминского района

2019-10-04 в 10:45 AM просмотров: 72 комментариев: 0 Общество

Отдел народного образования создали в далеком 1919 г., когда на заседании Олекминского уездного земского собрания от 7-11 февраля было принято решение об открытии учебного отдела в г. Олекминске для организации обучения детей в городе и наслегах. Руководство отделом осуществлялось через Сибирский комитет г. Омска, позднее – г. Иркутска.
20-е гг. XX в. – это годы становления советской власти, ее структур, в том числе системы образования. Образованию как специфичной отрасли, занимающейся воспитанием, формированием мировоззрения, придавалось особое значение. Была поставлена основная цель – ликвидация безграмотности и пропаганда идей Октябрьской революции.
В ряду первых организаторов образования Олекминского района были Иннокентий Еремеевич Габышев, Николай Васильевич Габышев, Михаил Алексеевич Былков, Владимир Иванович Липп, Исхан Хабибрахманович Еникеев, Михаил Федорович Габышев.
В марте 1921 г. заведующим отделом был назначен И.С. Габышев, опытный педагог с 20-летним стажем. В 1921 г. был открыт пансион при Нерюктейской школе, где проживало 30 учащихся, продовольствие обеспечивалось Кыллахской и Нерюктейской волостями. При школах появились столярные, токарные мастерские, которые занимались изготовлением мебели для школ. В летнее время у большинства школ были огороды, на которых учителя вместе с учениками занимались выращиванием овощей. Школьным коллективам стали выделяться земельные участки для посева хлеба, также семенные ссуды. Олекминским отделом образования было посеяно 50 пудов хлеба, урожай которого использовался на различные нужды отдела.
Согласно постановлению уездного исполкома, в марте 1922 г. заведующим Олекминским УОНО назначается Пресненский. Должность заведующего была переименована в уполномоченного Якутского губнаробразования. В 1927 г. в Олекминском районе была организована первая национальная эвенкийская школа-интернат в поселке Тяня для детей оленеводов. Первым учителем школы был Иван Николаевич Дьячковский. Штат отдела народного образования, состоящий к тому времени из трех человек, наладил отношения с инородческими обществами, которые оказывали посильную помощь школам. Благодаря их помощи в Олекминском улусе было построено шесть новых школ.
Школьная сеть на 1922-1923 гг. была утверждена в составе 23 школ. Штат учителей был определен в 45 человек, сторожей – 30, инструкторов труда – 5 человек.
Уездный ревком оказывал помощь Олекминскому отделу. Так, на заседании ревкома от 15 июля 1922 г. постановили, чтобы сельобщества провели ремонт школ и подготовили их к началу учебного года. В последующие годы такая практика прочно вошла в жизнь как шефская помощь – школам помогали не только сельские общества, но и предприятия и организации.
К 30-м годам прошлого века была заложена основа для развития советского образования: создана сеть школ для детей, в Абаге действовал детский дом, школы для малограмотных и безграмотных взрослых. Положено начало дошкольным учреждениям: на период сельскохозяйственных работ организовывались площадки для детей от 3 месяцев до 12 лет. Под руководством РОНО находились избы-читальни, дома культуры, библиотеки. Примечательно, что школы были организованы даже в самых маленьких поселениях. В данное время многие из них не существуют – Берденская, Белая, Тегень, Бетюнская, Хатын-Тумульская, Каменская, Патомская, Точильнинская, Инняхская, Дельгейская, Дабанская, Черендейская, Харьялахская, Русскореченская, Советская, Мархачанская, Икимдинская, Еловская, Молбинская, Крестовская, Березовская, Кочегаровская. В с. Кыллах работали две начальные школы в 4 км друг от друга. Когда в 1937 г. одно здание школы было разрушено наводнением, образовалась Кыллахская четырехлетняя школа. В первом десятилетии советской власти проведена реформа, преобразование «всех школ России в единую трудовую советскую школу», поставлена задача бесплатного обучения детей до 17 лет, 11-летняя система обучения с тремя ступенями: 4-летняя, 7-летняя и средняя.
Заведующими районо в 30-е гг. работали Охлопков Михаил Григорьевич, Орлов Григорий Иванович, Попов Дмитрий Петрович, Торопов Степан Алексеевич, Габышев Александр Степанович, Гаврильев. К этому времени закончился организационный период и началась работа по становлению системы образования, в первую очередь – работа с учительскими кадрами. О возрастании требований к учителям можно судить и по тому, что в практику была введена аттестация педагогических кадров. Для ознакомления с работой учителей председатель комиссии по аттестации Орлов Г.И. лично выезжал в длительные командировки по школам.
В те же годы создается и укрепляется система контроля, без которой немыслимо должное функционирование учреждений. Инспекторами Никифоровым Г.А. (он же инструктор ликбеза), Селляховым В.А. постоянно ведется контроль за всеми направлениями работы районного отдела образования. Например, за то, что в Крестовской школе ученик 2-го класса писал только печатными буквами, учителю было вынесено взыскание. Инспекторы практически все время были в разъездах, проверяли не только работу школ, но и советов. Проверялось качество знаний, методическая подготовка учителей, наличие школьных принадлежностей, проведение ремонтных работ в школах, заготовка дров и т.д.
Сразу же принимались необходимые меры, оказывалась помощь. Инструкторы ликбеза проверяли работу советов по ликвидации безграмотности, организовывали курсы и испытания по ликбезу, проводили политпросвещение. Надо сказать, что в разные годы инспекторами работали ответственные, преданные своему делу люди. Это они следили за проведением в жизнь государственной образовательной политики и Закона об образовании, делали все, чтобы образовательные учреждения работали без сбоев и все дети получали качественное образование. 
В военные годы Олекминский отдел народного образования возглавляли Тумусов Илья Платонович, Кудрин, Чусовской Михаил Николаевич, Никифоров Гавриил А., Рыбников Михаил Иванович. Небольшой коллектив районного отдела образования делал все возможное, а порой и невозможное для обеспечения работы школ и для помощи фронту. Для замены учителей, ушедших на фронт, в г. Олекминске во время летних каникул были открыты ускоренные курсы учителей начальных классов, действовали краткосрочные курсы при Институте усовершенствования учителей в г. Якутске, готовил кадры Якутский учительский институт. Продолжалась борьба с безграмотностью.
Колмакова Юлия Федоровна за 1941-1942 гг. обучила грамоте 11 мужчин. Работники районо при активном участии Кобелева В.И. организовывали в районе сбор одежды и продовольствия для фронта, средств на строительство эскадрильи самолетов и колонны танков «Советская Якутия», отправку в освобожденные районы одежды, зерна, скота, продовольствия. В начале войны стали создаваться государственные и колхозные интернаты для детей из дальних сел, организовывали бесплатные горячие завтраки для детей в школе. Война дала большой прирост количества детей-сирот, в Олекминском районе стало уже 2 детдома – в I Нерюктяйинском наслеге и в Абаге, устроено в семьи на патронирование и воспитание более двухсот детей.
В послевоенные годы и позже яркие страницы в историю образования нашего района вписали заведующие районо: Шараборин Еремей Иванович, Серкина Любовь Петровна, Филатова Наталья Георгиевна, Хоринцев Никифор Петрович, Охлопкова Августа Федоровна, Стручков Георгий Иванович, Винокуров Илья Ильич, Сергеев Виктор Иванович, Антипин Демьян Никитич, Спиридонова Тамара Михайловна, Корнилов Валентин Георгиевич, Петрова Мария Ивановна, Попова Альбина Владимировна, Корнилов Егор Егорович.
В 1985 г. в Олекминском районе утверждена программа реализации Основных направлений школьной реформы на 1985-1995 гг. В Совет Министров внесены предложения по укреплению учебно-материальной базы школ, дошкольных, внешкольных учреждений. Советское время закончилось. Конец XX – начало XXI вв. – это переход на новый качественный уровень всей системы образования. Новую эру, эпоху перемен в образовании открыла Кузьмина Нелли Петровна, которая 12 лет успешно и дольше всех остальных на этой должности руководила системой образования района. Управление образования было переведено на программную основу.
Появились образовательные учреждения с новым содержанием образования: гимназия и школа с гимназическими классами, школа развития «Эврика», дифференцированные классы, национальное, сельское направления. Это заслуга лучших руководителей школ: Кукса Бориса Ивановича, Анисифирова Феодосия Алексеевича, Одинцовой Эльзы Иннокентьевны, Живолун Ольги Юрьевны, Платонова Александра Николаевича, Сольжиграсовой Аллы Николаевны и многих других. 
Среди первых в республике в нашем улусе была создана программа здоровьесберегающего образования, сейчас она реализуется в каждом образовательном учреждении, но первыми были дошкольные учреждения «Звездочка» и «Колосок», школы №3 и «Эврика». На новый высокий уровень вышли учреждения дополнительного образования: улусный Детский центр, Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников (директор Рожкова Ольга Юрьевна), Детский экологический центр (директор Парфенова Любовь Васильевна).

Из книги "Живые страницы столетия". На фото коллектив управления образования, 2019 г.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 АУ Редакция газеты «Олекма» Хостинг от uCoz Design created by ATHEMES