Главная » 2008 » Февраль » 11 » Какой парламент нам нужен?

Какой парламент нам нужен?

2008-02-11 в 8:38 PM просмотров: 601 комментариев: 0
Ирина Сосина, профессор кафедры политологии,
доктор политических наук.

Представительность, эффективность, ответственность.

Так можно определить основные принципы, лежащие в основе успешной деятельности законодательной власти. 2 марта выборы в Государственное Собрание Ил Тумэн станут четвертыми выборами в этот законодательный орган и первыми в республиканской практике - с участием партийных списков. Это предусмотрено законом, принятым еще в 2002 году, по которому не менее 50% состава законодательных органов субъектов федерации должно избираться на основе партийного представительства. Одна половина депутатских мест распределяется на основе выборов по одномандатным округам, а вторая - по партийным спискам, представленным региональными отделениями существующих в республике политических партий. Раньше политические партии практически не принимали участия в выборах депутатов, а депутатов, заявивших о своей партийной принадлежности, насчитывалось не более одной десятой от общего состава избранного парламента. Изменение избирательного законодательства и реформирование российской политической системы в целом привело к бурному росту как самих региональных организаций политических партий в республике, так и их активности. За годы работы Государственного Собрания (Ил Тумэн) третьего созыва в нем сформировались достаточно мощные и влиятельные партийные фракции, оказывавшие существенное влияние на его деятельность. И сегодня, накануне выборов, мы имеем кардинально изменившуюся картину в партийно-политической жизни республики. А избирателю предстоит столкнуться с иной ситуацией в ходе голосования, когда ему будет представлено два избирательных бюллетеня - в одном будут перечислены кандидаты по одномандатному округу, в другом - политические партии, подавшие партийные списки для участия в выборах по республиканскому избирательному округу.

История знает две формы реализации демократии - прямую и представительную. В прямой форме, известной нам еще с периода античности, решение принималось непосредственно гражданами на народном собрании. Представительная форма появилась значительно позже - в период западноевропейских буржуазных революций. При такой форме граждане выбирают своих представителей, которые от их имени осуществляют власть: принимают законы, формируют бюджет, правительство и контролируют его деятельность. Таким образом, именно парламент, как выборный законодательный орган, считается институтом реализации представительной демократии. А представительство стало основой его формирования и деятельности.

С возникновением и развитием парламентаризма связано возникновение и развитие политических партий как механизма, способствующего функционированию представительной выборной демократии. Традиционная роль политических партий - это объединение общественно-политических интересов и их защита. Партии в своих программах и предвыборных платформах представляют на выбор избирателю предполагаемую модель развития, показывают, что именно они станут делать, если за них проголосует избиратель. Любая серьезная политическая партия изначально нацелена на участие во власти и рассчитывает на то, чтобы реализовать свою программу на основе получения парламентского большинства. А избиратель, голосуя за партию, выявляет свои политические предпочтения и ориентации.

Партийные фракции в нашем республиканском парламенте будут складываться не только на основе партийных списков, но и на основе голосования по 35 одномандатным округам. Для участия в республиканских парламентских выборах были поданы и зарегистрированы списки от пяти партий.

Недавно состоявшиеся выборы по партийным спискам в Государственную Думу выявили партийные предпочтения избирателей республики. Их голоса распределились следующим образом - за "Единую Россию" проголосовало 63.99%, "Справедливая Россия" набрала 13.19%, КПРФ - 9.48%, ЛДПР - 6.26% и Аграрная партия - 1.80% .

Будет ли повторение этого соотношения сил на республиканских выборах? Видимо - да, хотя окончательно это станет известно после второго марта. Однако уже сейчас определился несомненный лидер, претендующий на абсолютное большинство парламентских мест.

Основная задача парламента, как высшего органа законодательной власти - принятие качественных законов, отвечающих потребностям развития республики, и контроль над деятельностью исполнительной власти. Именно этим будет определяться эффективность работы Государственного Собрания (Ил Тумэн). Во многом это зависит от уровня состава депутатского корпуса, его компетентности, преемственности и опыта работы. На сегодняшний день самый высокий уровень присутствия среди кандидатов парламентариев третьего созыва у регионального отделения политической партии "Единая Россия" - по партийному списку - 12 и 17 по одно мандатным округам.

Считается, что эффективность парламентской деятельности зависит также и от наличия четко выраженного парламентского большинства, способного обеспечить принятие решений и согласованность действий с исполнительной властью не только на республиканском, но и федеральном уровнях. Сейчас, когда партии становятся движущей силой политики и экономики страны, важно, чтобы на уровне регионов расклад сил в парламенте соответствовал федеральному. Такое соотношение партийного представительства на региональном и федеральном уровнях законодательной власти позволит максимально продвигать законодательные инициативы и защитить интересы региона в Государственной Думе.

Наконец, принцип ответственности. Если партия побеждает на выборах, она, тем самым, получает мандат от общества, который означает одобрение ее избирательной программы и дает полномочия на претворение этой программы в жизнь. Поскольку представительство здесь осуществляется не отдельными людьми, а партией, от ее членов требуется организационное единство и партийная дисциплина, заставляющие партийных политиков действовать в соответствии с политическим курсом партии, получившей доверие избирателей.

И здесь встает вопрос не только об ответственности парламентариев перед избирателями, но и о партийной ответственности правительства. Государственный аппарат должен быть поставлен под контроль общества и важный шаг к этому - формирование правительства, ответственного перед парламентским большинством. Речь идет о модели, в которой правительство опирается на парламент, парламент - через партию большинства - на конкретного избирателя. Формирование партийного правительства - нормальная демократическая практика. История пока не придумала другого механизма ответственности перед народом, как через партийную принадлежность, а создание партийных правительств на региональном уровне позволит усилить ответственность власти за принимаемые решения.

 

Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 АУ Редакция газеты «Олекма» Хостинг от uCoz Design created by ATHEMES