Главная » 2008 » Апрель » 29 » ВС-ТО: дела текущие. И не только ...

ВС-ТО: дела текущие. И не только ...

2008-04-29 в 7:47 PM просмотров: 794 комментариев: 0

Юрий Львович ВАСИЛЬЕВ.

Нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан"

22 апреля автор этих строк, воспользовавшись своими правами общественного инспектора по охране природы, принял участие в плановой проверке работ на подводном переходе нефтепровода ВС-ТО через реку Лена. Проверку проводили новый начальник Олекминского комитета охраны природы В.В.Николаев, инспектор В.И.Корешков и старший специалист ЛБВО Н.Е.Портнягин. В 10 часов утра наш УАЗ взял "на борт" начальника участка 000 ЦУП ВС-ТО В.И.Лунева. Сначала Владимир Иванович, узнав, кто я такой, заявил, что он не допускает меня на объекты. Мои доводы о незаконности подобных действий не произвели на него впечатления, но в конце-концов общий язык мы нашли. Все дело в том, что Владимир Иванович имеет претензии к некомпетентным (по его мнению) публикациям в прессе о ходе строительства. Чтобы в моей статье не было "ляпов", мы договорились, что Владимир Иванович прочтет текст до его появления в СМИ.

В пути шел оживленный разговор о проблемах, возникающих в процессе строительства, в том числе о проблемах охраны природы. Доехав до места перехода, мы свернули налево, по дороге к бывшей площадке НПС - 14. Буквально через сотню метров Владимир Иванович показал нам самовольную вырубку, примыкающую к дороге.

Свалено несколько десятков сосен, лежат раскряжеванные хлысты и дрова. Кто сотворил это - неизвестно, но "работали" днем, на глазах у всех. Сфотографировав место преступления, мы поехали на место перехода трассы нефтепровода через Лену. Здесь к нам примкнул директор ЗАО "Возрождение" Шахов Александр Степанович. Эта организация является субподрядчиком Генерального подрядчика "Краснодарстройтрансгаз" и выполняет работы по прокладке нефтепровода через реку. Наверху, в незатопляемой зоне, расположены хозяйственные объекты - склады, ремонтные мастерские, подсобные домики, а также протянуты двухсотметровые плети трубопровода, которые будут протаскиваться лебедкой на правый берег. Эти сваренные вручную нитки уже прошли испытание на прочность под давлением 214 атмосфер. Срезка грунта на левом берегу практически готова, на правом берегу дело близится к завершению, работают мощные бульдозеры, экскаваторы, самосвалы.

На льду Лены также вовсю идет работа: на двух понтонах в широкой майне "длиннорукие" экскаваторы вынимают грунт со дна реки. Сначала вынимается верхний слой - наносы, состоящие из гальки, затем проводятся буровзрывные работы в скальном основании. На мытый слой песка экскаваторы вычерпывают прямо на лед, и вдоль майны, ниже по течению, образовалась довольно мощная насыпь - дамба из льда и смерзшегося песка. Очень скоро начало ледохода, и для того, чтобы здесь не образовался затор, планируется в течение недели завершить взрывные работы, провести зачернение и распиловку льда, а дамбу - взорвать. Насколько это будет эффективно - поживем - увидим.

Проехав от плавучих экскаваторов по ледовой дороге, ведущей на правый берег метров двести, снова остановились. Василий Васильевич Николаев опытным глазом "засек" на льду разлив ГСМ. Площадь загрязнения невелика, но факт есть факт. Когда через час мы возвращались обратно, на этом месте уже работали люди.

На правом берегу при разработке уреза грунт вывозится в сторону, насыпается в высоченные отвалы. Завезенные для последующей укладки трубы лежат на расчищенных площадках. Транспортировку труб и их складирование осуществляло Олекминское АТП (директор Краснов С.А.). Эта работа выполнена, но не оплачена, так как при подготовке площадок пни и порубочные остатки были задвинуты бульдозером прямо в лес, что является нарушением законодательства. "Пока АТП не устранит захламление, оплата производиться не будет" - это я цитирую слова Лунева В.И. На площадке выше врезки также видны валы из порубочных остатков, но Владимир Иванович заверил, что после схода снега это будет убрано в соответствии с технологическим планом.

Пока инспектора проверяли пункт заправки ГСМ, я заинтересовался дорогой, ведущей вдоль берега в лес. Пройдя 50 м, увидел делянку - свалено и распилено на сортименты и дрова с десяток сосен. Чуть подальше стоят рядом два домика, на дверях - замки. На вопрос - чьих рук это дело, получил из уст А.С.Шахова ответ, что они здесь не при чем, деревья спилили владельцы охотничьего зимовья, их имена не известны. Пусть это выясняют соответствующие органы, если сочтут необходимым, но дорога к делянке расчищена бульдозером, какового у охотников быть не может.

На другой день после инспекционной проверки я задал Луневу В.И. несколько вопросов, требующих уточнения.

Во-первых, согласованы ли превентивные мероприятия перед началом ледохода на участке перехода с МЧС?

Ответ: да, зачернение льда, нарезка, взрывные работы - все согласовано с районной комиссией (Марков В.В.), разрешение на взрывные работы получено.

Во-вторых, когда и как будут убраны валы из порубочных остатков на верхней площадке правого берега?

Ответ: После схода снега все будет убрано, древесные остатки утилизируют на прокладке вдольтрассовой дороги, а что нельзя использовать - захоронят. Сжигание проводиться не будет согласно требованиям ППБ в лесах.

В-третьих, как будет проводиться протаскивание трубы с берега на берег? Не нарушится ли при этом изоляционное покрытие и целостность плетей?

Не стану приводить ответ Владимира Ивановича полностью, это займет слишком много места, но я убедился, что запланированные работы и технические решения, если они будут соблюдены, обеспечат безаварийную укладку трубы в ложе траншеи. После этого будут проведены испытания и проверки согласно техническим условиям.

В-четвертых, какие работы запланировали в дальнейшем на подводном переходе нефтепровода?

Ответ: С началом навигации прибудут земснаряды для работы на подводной траншее. Ближе к осени, в сентябре, труба будет уложена.

Я расспросил Владимира Ивановича и о том, как складываются отношения с олекминчанами, и вообще - как они живут-могут на нашей земле?

О претензиях к нашему АТП я уже написал. Еще услышал отзыв о бригадах, ведущих прорубку трассы. На фоне довольно критических слов в адрес лесорубов (работают медленно, иногда халтурят, пытаются некачественную работу сдать и т.п.) было приятно услышать добрый отзыв о бригаде из Солянки, руководимой Л.С.Аюшеевой. "Эта маленькая женщина так все организовала, что их бригада выполнила объем работ больший, чем у всех остальных вместе взятых! И качество высокое!" Эти слова подтверждают мое мнение о Ларисе Сарапуловне, которую я знаю давно, еще по работе в лесхозе: порядок на делянах Аюшеевой заметно выше, чем у других лесорубов.

Не могу не привести сентенции Владимира Ивановича относительно того, как к ним относятся некоторые наши халявщики (другого слова не подберу). Например, начальник Олекминского речпорта Кривобоков Н.А. осенью дал в аренду баржу. Что-то там не получилось, баржа не использовалась, простояла всю зиму без дела. Собственно, какая разница, где она простоит - в затоне или чуть дальше? Но арендную плату пришлось платить за все это время. Или хозяева квартир и домов, сдаваемых в аренду строителям: по самым приблизительным подсчетам, плата за комнату без особых удобств в расчете на год превышает стоимость шикарной квартиры в столице! Совесть-то у вас есть, землячки? Слова Владимира Ивановича о нашей городской бане приводить не буду - стыдно! Не за слова, а за баню! И напоследок Владимир Иванович сказал, что две недели здание штаба оставалось без электричества из-за нерасторопности моего тезки Ю.Л.Маковеева, с которым заключен договор об электрообеспечении.

Возвращаясь к теме нефтепровода, хочу высказать свое личное мнение об увиденном. Ну, естественно, впечатляют размах и объем сделанного. Я убедился, что работают здесь с полной отдачей сил, имеется заинтересованность в выполнении всех условий и требований проекта. Остались некоторые сомнения в том, будут ли выполняться экологические требования в дальнейшем, не "поплывут" ли горы мерзлого грунта в береговых отвалах при оттайке в сторону леса, реки и врезок в берег? Волнует меня также сохранность лесов вдоль трассы и дорог. Но, по большому счету, все эти проблемы - решаемые. Что тревожит, так это система контроля. Если авторский, внутриведомственный, технический контроль ведутся, то у наших инспекторов по охране природы руки связаны недавно "со стряпанными" законами! Без особого распоряжения они не имеют права инспектировать федеральные объекты! ВС-ТО - федеральный объект, вся наша тайга - федеральный объект, река Лена со всеми притоками - федеральный объект! Что же остается инспектировать - соседский двор да лужу во дворе? Охрану лесов должны проводить работники Олекминского лесничества. Где же они? Эти две самовольные рубки мы увидели, как говорится, не сходя с места. А что творится в стороне от дороги?

Теперь расскажу о другой проблеме, но перед этим повторю - принципиальных претензий к исполнителям принятого проекта перехода нефтепровода ВС-ТО через реку Лена у меня нет. Принципиальные вопросы возникли к проектантам и высшему руководству ОАО "АК "Транснефть".

Я должен напомнить, что первоначально переходы нефтепровода ВС-ТО через Лену и другие крупные реки планировалось осуществлять методом микротоннелирования. Об этом говорилось во всех документах, представленных "Транснефтью" на общественных слушаниях и в хорошо отрежиссированных рекламных роликах и публикациях. Однако затем руководство "Транснефти" отказалось от метода микротоннелирования и приняло траншейный метод перехода всех водных объектов, в том числе через Лену.

Свое решение, которое критиковалось общественностью, экологическими организациями, представителями научных кругов, Правительством и Президентом Республики Саха (Якутия), "Транснефть" мотивировало результатами собственных изыскательных работ. По результатам этих геологических изысканий было "отмечено наличие карстовых проявлений, дресвяных и щебенистых грунтов в прибрежной и подрусловой части на глубине десять и более метров" (Из ответа и.о. президента ОАО "Транснефть" Лисина Ю.В. Президенту РС (Я) Штырову В.А. от 15.10.07 № 23-01-07/13645). Наличие таких грунтов и карстовых полостей не позволяет осуществить проходку микротоннельного щита. Вскрытые при прокладке траншеи карстовые полости в районе левого берега будут залиты бетоном и трубопровод не провалится, безопасность гарантирована нашими техническими решениями - так ответили нам проектировщики, так они убедили Правительство и Президента в том, что принят единственно возможный вариант перехода. Протесты общественности и ученых руководством "Транснефти" и Правительством РС(Я) не принимались во внимание и игнорировались, наши тревожные обращения к Президенту Штырову, подписанные сотнями жителей района, остались без ответа.

И вот, стоя на берегу Лены, я попросил показать, хотя бы примерно, где находятся эти карстовые полости, вскрытые при прокладке траншеи. "Какие карстовые полости? Под валунно-галечниковым слоем донных отложений идет сплошная скала, почти до правого берега. Мы вынуждены разрабатывать скальную породу взрывами! Стоимость этих работ очень высокая. А полостей и рыхлых пород мы не обнаружили". Вот такой ответ я услышал от А.С. Шахова, и это подтвердил В.И. Лунев.

Что же получается - нас снова обманули?! Почему "снова"? А вы вспомните, уважаемые жители Олекминского района, что нам обещало бывшее руководство района пару лет назад, добиваясь "всенародной" поддержки проекта ВС-ТО? "Помимо предоставления большого количества рабочих мест и высоких заработков, нам построят дороги и мосты, работники сельского хозяйства смогут выгодно продавать свою продукцию, нам даже построят новый современный спортзал, мы уже и место для него подобрали!" Поверили, поддержали. И где обещанное? И вот теперь выясняется, что принятый проект перехода реки Лена траншейным методом не имеет достаточного обоснования?! Сколько же можно верить на слово руководителям "Транснефти" и представителям властных структур? Вопрос этот - не риторический! Я говорил и снова повторю, что траншейный метод прокладки нефтепровода через реки и особенно - через Лену, не обеспечивает в должной степени экологической безопасности природы и населения, несмотря на все принятые технические решения. Свои доводы и аргументы я неоднократно доводил до всеобщего сведения в публичных выступлениях и публикациях в СМИ.

На основании открывшихся фактов, от имени общественной экологической организации "Сокол" (Сохраним Красоту Олекмы!), председателем Совета которой я являюсь, мы требуем от представителей власти Республики Саха (Якутии) безотлагательно назначить проведение независимой экологической экспертизы результатов геологических исследований, проведенных специалистами "Транснефти". В случае недостаточности данных провести дополнительные геологические и криологические исследования на месте перехода нефтепровода ВС-ТО через р.Лена. Мы настаиваем, чтобы в состав независимых экспертов были включены представители научных институтов и общественных организаций Республики Саха (Якутия), пользующиеся авторитетом и поддержкой широких слоев населения, и список экспертов был заранее опубликован в СМИ.

Мы заявляем, что будем доверять только результатам, выводам и рекомендациям такой независимой экологической экспертизы, а другие ответы любых сторон и лиц будем считать недостоверными и необоснованными.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 АУ Редакция газеты «Олекма» Хостинг от uCoz Design created by ATHEMES