Главная » 2008 » Июль » 22 » Плюсов больше, чем минусов

Плюсов больше, чем минусов

2008-07-22 в 3:16 PM просмотров: 643 комментариев: 1

Встречи с министром образования республики

Нормативно-бюджетное финансирование

Д. ТИМОФЕЕВА.

18-21 июля в районе побывала министр образования Республики Саха (Якутия) Ф.В.Габышева, В пятницу она встретилась с главой района С.М.Федуловым, директорами образовательных учреждений, педагогической общественностью, посетила школы города, экологический центр, спорткомплекс "Дружба". В выходные министр и сопровождающие ее лица выезжали в полевую экошколу Джикимда. Дети позн­комили Федосью Васильевну с историей создания лагеря, со своими исследовательскими проектами, пригласили на экскурсию по историческим и культурным памятным местам. Кроме того, министр побывала в Кыллахе, Юнкюре.
 

НБФ шагает по стране

На встрече с педагогами, состоявшейся в администрации района, министр образования Ф.В.Габышева рассказала об изменениях, происходящих в отрасли, подробнее остановилась на том, как нормативно-бюджетное финансирование внедряется в нашей республике.

В России до 90-х годов пионерами в области реформирования системы финансирования общего образования стали Чувашская республика, Самарская, Ярославская, Воронежская области и другие. Первооснова была заложена ими. В 2001 году Государственный совет РФ принял схему нормативно-бюджетного финансирования, предложенную Самарской областью.

С 2004 года проектом модернизации российского образования на период до 2010 г. экономические механизмы утверждены как необходимое условие формирования современной модели образования. Наша республика с самого начала настаивает на нормативно-бюджетном финансировании, а не на нормативно-подушевом. Потому что есть нормативы на образовательные услуги, на содержание учреждений, мы сегодня говорим о нормативах в рамках субвенции, размер которой составляет 30% от всех расходов.

НБФ вводится в соответствии с Законом об образовании и федеральным законом "О разграничении полномочий между органами исполнительной власти". До 2004 года действовал принцип сметного финансирования, т.е. деньги поступали в бюджет муниципального образования, и оно на свое усмотрение распределяло их по образовательным учреждениям. Директора защищали сметы. Мы проанализировали, как в зависимости от количества учеников, вида образовательного учреждения распределялись средства. В центральной группе улусов затраты на одного ученика в среднем в год составили: Чурапчинский - 73 тыс.руб., Мегино-Кангаласский ­ 60 тыс.руб., Амгинский - 45 тыс.руб.; в вилюйской зоне: Сунтарский район - более 50 тыс.руб., Нюрбинский - 40 тыс.руб. Неравномерное распределение средств налицо.

С разграничением полномочий финансирование общеобразовательных учреждений отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов, которые должны были в своих бюджетах предусматривать субвенции органам местного самоуправления. Сегодня уже более 50 субъектов Российской Федерации внедряют нормативное финансирование и 31 - новые системы оплаты труда учителей. Буквально на днях вышло постановление правительства, что все федеральные бюджетники с 1 декабря этого года переходят на НСОТ.

Напомню, что нормативное финансирование - это расчет необходимого объема субвенции на основе единых и обоснованных норм: норм наполняемости классов, количества учебных часов, соотношения административного и педагогического персонала и т.п.

 

В режиме эксперимента

В прошлом учебном году 65 школ республики работали в режиме эксперимента, в том числе две - в вашем районе. 1 сентября к ним присоединится еще 261 школа. Из них сельские и городские - 50:50. В эксперимент не были включены малокомплектные школы, только одна - в порядке исключения. Вообще надо заметить, что малокомплектные школы не вписываются в общую методику, поэтому ищем другие пути их защиты. Но это не означает, что по принципу - лишь бы сохранить, будем исходить из интересов детей. С самого начала эксперимента мы не гарантировали идеального результата, поэтому не сразу переводим работников образования на НБФ и НСОТ, а предлагаем им щадящий режим в течение 3-х лет. За это время мы должны разработать адаптированную методику применительно к условиям нашей республики.

 

Идеальное соотношение 70:30

На первом этапе выявились следующие проблемы: в центральных и промышленных районах финансирование по нормативам оказалось ниже фактического из-за низкой наполняемости классов и превышения численности административно­управленческого и обслуживающего персонала. По научным расчетам идеальное соотношение должно быть таково: 70 % работников системы образования, тех, кто непосредственно связан с учебным процессом, на 30 % АУП и техперсонала. У нас же помещения нетиповые, численность классов разная, разные направления обучения, поэтому мы пока придерживаемся соотношения 60:40, но нужно стремиться к идеалу.

Еще одна проблема - в республике много некрупных школ, которые не относятся к малокомплектным (постановлением правительства республики утвержден список малокомплектных школ, имеющих менее 100 учащихся. На федеральном уровне такого статуса нет). К тому же, они являются единственным образовательным учреждением в отдаленном, труднодоступном и небольшом по численности населенном пункте. Поэтому мы провели анализ зависимости нормы наполняемости классов­комплектов от плотности населения в конкретных населенных пунктах республики, после чего внесли изменения в расчеты. В результате были разработаны следующие нормативы наполняемости классов:

до 600 чел. - 10 учеников,

600-800 чел. - 12 учеников,

800-3000 чел. - 14 учеников,

3000-10000 чел. - 20 учеников,

свыше 10 тыс. - 25 учеников.

Принято постановление правительства о размере нормативов для расчета размера субвенции в муниципальном районе, по городским округам - финансовое обеспечение государственной гарантии общего среднего образования. 22 числа этот закон будет рассматриваться на заседании Государственного Собрания Ил Тумэн. Думаю, что депутаты поддержат его, и с 1 сентября он вступит в силу.

 

Учеников все меньше, а учителей­столько же

В ходе подготовки финансирования школ по НБФ проходят мероприятия по упорядочению штатных расписаний, расходов учреждений. Тенденция последних лет: количество учеников сокращается, а педагогических работников и обслуживающего персонала - сохраняется на прежнем уровне. Сегодня школы выполняют не только образовательные функции, а больше даже социальные. Создают рабочие места.

В 1986 году в Якутии 12 с половиной тысяч учителей учили 182 тысячи учеников, сегодня уже 16 тысяч 260 учителей учат 147 тысяч учеников. То есть, если на одного учителя в 1986 году приходилось 15 учеников, то сейчас - девять. Привело это к повышению качества обучения или нет, а вот нагрузка на учеников заметно выросла, ведь всех учителей необходимо обеспечить нагрузкой, так как их зарплата напрямую зависит от количества уроков. Так, в Хаара-Алданской СОШ Таттинского района на 68 учеников 25 учителей, четыре заместителя директора и 33 человека административно­управленческого аппарата. И такая картина повсеместна. Нередко на одну ставку, например, социального педагога в школах работают несколько человек. В Амгинской СОШ № 1 при сокращении 1,5 ставки педагога дополнительного образования высвободились пять человек в возрасте от 63 до 76 лет.

Кроме того, на педагогических ставках в общеобразовательных учреждениях работают медицинские работники, работники подсобных хозяйств, инструкторы по спортивной работе и т.д. Добавьте кочегаров, работников столовых, которые не занимаются образованием, а значит, должны быть переданы муниципалитетам. Кстати, только в Олекминском и Верхоянском районах директора школ занимаются еще и котельными, везде только оплачивают услуги.

Нам нужно сотрудничать с центрами занятости, чтобы трудоустроить педагогических работников, высвобождающихся в результате оптимизации системы образования. Для переподготовки кадров на федеральном уровне дополнительно по комплексному проекту модернизации образования предусмотрено 650 млн.рублей, из них нашей республике выделяется 23 млн.руб. В то же время я хочу заметить, что на сегодня в республике имеются вакантные места - 70 тыс. специалистов рабочих профессий, по прогнозам до 2020 г. их потребуется вдвое больше.

 

Зарплата выросла. Но не у всех ...

С введением НСОТ на 1 января 2008 года зарплата учителей составляла 17062 рубля, а на 1 июня - уже 21838 рублей. Таким образом, в среднем рост зарплаты составил на 1 июня 2008 г. 53,9%. В пример Ф.Габышева привела Эльгяйскую СОШ Сунтарского района. При нагрузке 18 часов в неделю у педагогов высшей категории зарплата выросла от 18 до 26 тысяч рублей, первой категории - от 12 до 25 тысяч рублей, второй категории - от 16 до 22 тысяч рублей. Значительное повышение заработной платы намечается у молодых педагогов. Так, средняя месячная заработная плата молодого учителя русского языка и литературы с нагрузкой 23 часа при наполняемости 14 человек составила 20686,7 рубля, что выше в два раза заработной платы по ЕТС (по ЕТС - 10062,2 рубля). На 20% выросли стимулирующие выплаты.

КОНЕЧНО, есть и проблемы, слабые стороны перехода на нормативное бюджетное финансирование. Это различия в оплате труда, недостаточное повышение зарплаты учителям, преподающим в классах с низкой наполняемостью, оптимизация штатного расписания. Но все это можно отрегулировать.

Положительного гораздо больше, главное, что новая система оплаты труда способствует повышению мотивации учителей, поиску новых, интересных для детей, технологий обучения; приводит к реальному повышению уровня заработной платы педагогов; поднятию интереса к работе школы всей общественности. Школа становится привлекательной для молодых педагогов и высококвалифицированных специалистов, что станет основой для дальнейшего повышения качества образования.

В заключение министр образования Ф.В.Габышева ответила на вопросы педагогов и вручила отраслевые награды.

Фотографии по теме
Комментарии 1
1 ua9xno   [Материал]

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 АУ Редакция газеты «Олекма» Хостинг от uCoz Design created by ATHEMES