Главная » 2008 » Июль » 25 » Вопросы образования волнуют всех

Вопросы образования волнуют всех

2008-07-25 в 3:05 PM просмотров: 637 комментариев: 0

Актуальное интервью

Д.Тимофеева.

Образование – такая сфера, с которой связана практически каждая семья: у кого-то ребенок учится, у кого-то малыш ходит в детский сад, а кто-то сам работает в школе или в детском учреждении. И вообще, дети – это наше будущее, поэтому проблемы и достижения, преобразования,  происходящие в этой отрасли, волнуют всех.

Сегодня на вопросы нашего корреспондента отвечает начальник управления образования Игорь Константинович ТОРОПОВ.

- С 1 сентября 2007 года 10% общеобразовательных учреждений Якутии вступили в пилотный проект, призванный материально стимулировать педагогов к повышению качества обучения. Каковы первые итоги?

- В числе 65 школ республики две наши – СОШ №2 и Юнкюрская школа участвуют в эксперименте. Мы специально подобрали типичные городскую и сельскую школы, где наполняемость классов в пределах нормы - 20 и 14 учеников.

Анализ показал, что в обеих школах средняя заработная плата увеличилась на 10-12%. Новая концепция и модель распределения фонда оплаты труда основываются на понятии ученика-час, т.е. сколько школьников в час обучает педагог. Это привело к дифференциации доходов предметников. К примеру, учителя иностранных языков, труда и физкультуры в силу, во-первых, меньшего количества учебных часов, во­вторых, меньшего количества учеников проигрывают в зарплате.

Переход на НСОТ положительно сказался на молодых специалистах, не имеющих стажа. Думаю, сделано это с целью привлечения молодых кадров в школу.

У директоров существенно повысилась зарплата, она теперь равняется средней зарплате по школе, умноженной на два. Так, что теперь руководитель напрямую заинтересован в ее повышении. Чем выше будет квалификация учителя, тем больше будет его зарплата, а следовательно - и зарплата директора.

Если сейчас в школах некоторые педагоги-пенсионеры работают с небольшой нагрузкой - 5-10 часов или ведут дополнительные часы, то с переходом на НСОТ их придется сокращать. Выгоднее будет их часы добавить другим.

В связи с этим появилась необходимость в учителях, которые бы преподавали 2-3 предмета, и такая подготовка в вузах уже ведется. Допустим, учителя физики и химии, биологии и географии и т.д.

С нового учебного года в эксперименте будут участвовать 50% школ Якутии, или всего - 326. В Олекминском районе к 2-м вышеназванным прибавятся еще 14 школ.

- Эксперимент предполагает участие общественности?

- Люди еще недопонимают необходимость этого. Надо признать, что активность населения просыпается медленно.

В учительской среде ходят слухи, что зарплату будет распределять управляющий совет, но это не так. Распределение зарплаты и стимулирующей части - это, прерогатива директора школы, управляющий совет только утверждает решение руководителя.

Как и любое другое новшество, эксперимент встречает сопротивление. Нам приходилось выезжать в Юнкюрскую школу вместе с экономистами и прямо на доске расписывать, что и как берется в расчет. До 2009 года, пока идет эксперимент, выпадающие доходы будут компенсироваться.

- Было ли сокращение в этих школах?

- Нет. Сокращение предстоит в том случае, если не будет выдерживаться нормативное соотношение: на 70 учителей должно приходиться 30 техработников. У нас по району цифры расходятся немного, в других соотношение доходит до 50:50.

- Какова участь малокомплектных школ?

- Министр образования во время недавнего визита в наш район сообщила, что этот вопрос на днях будет рассматриваться в Ил Тумэне. По району с нового учебного года в эксперименте примут участие 4 средних малокомплектных школы - Урицкая, Солянская, Тянская, Дельгейская.

- Материальная выгода от перехода на НСОТ для большинства учителей налицо. А как определить, сказался ли он на повышении качества образования?

- Единственный объективный показатель - это ЕГЭ. Чем выше баллы, тем выше оценка труда педагога. Возможно, это выражается в инновационной, исследовательской работе, которую более активно стали вести учителя, поощряемые грантами.

- Ну это, скорей, заслуга национального проекта?

- Действительно, гранты - это хороший стимул. По итогам 2007-08 учебного года победителями конкурса на присвоение Гранта Президента РФ среди образовательных учреждений стала Токкинская школа, среди учителей - Л.В.Слепченко (СОШ №1) и Р.И.Уйгурова (Абагинская СОШ). Грант Президента РС(Я) завоевала школа "Эврика", среди педагогов - О.М.Худякова (прогимназия "Звездочка"), С.С.Алексеев (Токко), Н.Н.Нутчин (Кыллах), Е.В.Фаркова (Саныяхтах), О.В.Евстифеева (ЦТР и ГОШ).

Благодаря нацпроекту образованию стало уделяться больше внимания. Радует, что немалые средства направляются на укрепление материально-технической базы. В течение учебного года мы получили 712 столов со стульями, 60 классных досок, 2 интерактивные доски, которые передали СОШ №2 и "Эврике", 4 комплекта производственно-технологического оборудования для мастерских, по 2 комплекта оборудования для столовых и спортзалов. 80% школ оснастили мультимедийной техникой, распределили между школами 70 процессоров. Медицинский кабинет, поступивший по линии нацпроекта, и мебель для интерната (шкафы, столы, кровати) передали в Токкинскую школу. На днях ожидаем поступления современного оборудования для баскетбольного зала, которое планируем установить в ДЮСШ, оборудования для медицинских кабинетов на 990 тыс.руб. Из районного бюджета в порядке софинансирования на закупку оборудования выделено 600 тыс.руб. ­ тоже немалая сумма.

-Как идут ремонты?

- В прошлом году на капитальный ремонт и оштукатуривание из федерального и республиканского бюджета было выделено порядка 10 млн.рублей. Мы освоили эти средства в полном объеме. Нынче схема финансирования изменилась - 8 млн.руб. поступили из республиканского бюджета на образование, культуру и здравоохранение. Я благодарен своим коллегам-руководителям, что они вникли в нашу проблему и уступили право первоочередности нам. Мы решили не распылять эти средства, а пустить их полностью на капремонт Хоринской школы. Это учреждение находится у нас на хорошем счету, активно участвует в различных мероприятиях, имеет хорошие показатели и по учебе, и в воспитательной работе, поэтому и решили его поддержать.

Из районного бюджета на текущий ремонт выделено всего 1,2 тыс.руб. Эти средства мы распределили по тем школам, где были проблемы с отопительной системой.

Начали капитальный ремонт в детском саду с.Токко, будем менять оклад, полы, крышу.

В Тянской школе утепляем полы.

- Первый человек, который тебя встречает в здании школы, - это охранник. А не лучше ли было бы установить камеры видеонаблюдения?

- Начало этому процессу положено. Из республиканского бюджета на эти цели выделено 420 тыс.рублей. Мы планируем установить видеокамеры в школе №3 и национальной гимназии.

- Ежегодно пожарники предъявляют более высокие требования к безопасности объектов образования, и это понятно. Что планируете сделать в этом плане нынче?

- На встрече с педагогической общественностью министр Ф.В.Габышева сказала: как бы скептически мы ни относились к требованиям пожарных, бесстрастная статистика зафиксировала снижение числа пожаров в учреждениях образования в 10 раз (Показатели испортил пожар в Чапаевской школе). Из бюджета республики на покупку противопожарного оборудования выделено 150 тыс.руб., средства решили направить на покупку огнетушителей и мотопомп.

Мы должны выполнить требование пожарных по оштукатуриванию школы №3 и Абагинской СОШ. Эти здания недавно были оббиты профлистом, а теперь мы вынуждены заново отдирать их и штукатурить. Существует программа противопожарной безопасности, согласно которой двухэтажные деревянные здания должны быть оштукатурены. В прошлом году такие работы были проведены в Кыллахе, на Маче, в школах №4 и №7.

Еще одно обязательное условие ­ выходы детских учреждений должны быть окрашены противопожарной краской. В данное время мы закупаем краску, в начале августа она поступит в район. В "Эврике" будут пропитываться антипожарным составом чердачные перекрытия.

- Летом школы и детсады готовятся к приему детей, а ребятишки должны отдыхать ...

- Из районного бюджета на летний отдых в последние годы выделяется по 8 млн.рублей.

Школьники района имеют возможность отдыхать в 33 летних лагерях разного профиля, на детских площадках, на базе реабилитационного центра г.Олекминска и участковых больниц в селах, выезжают в экспедиции. Об этом часто пишут на страницах "Олекмы".

- Как работают летом детские сады?

- На ремонт по городу закрыты только прогимназия "Звездочка" и ДОУ "Теремок", остальные работают. По заявлениям принимают детей из разных садиков на лето в "Журавушке", "Березке", "Елочке", "Аленке", "Золотом ключике". По селам в детских садах работают 5 площадок. Спешу обрадовать родителей - со следующего года все ДОУ будут работать круглогодично.

Мы закупили водоочистительное оборудование для 4 детских садов по городу.

- Раньше всегда говорили о нехватке педагогических кадров. Как сейчас укомплектованы штаты?

- Сейчас такие проблемы не стоят. Не хватает учителей истории, физики, химии, биологии, но мы ждем пополнения, так что, думаю, вакансии будут закрыты. Весна и наш специалист Габышева Л.А. выезжала в Якутск на ярмарку профессий, хорошо отработала.

- Изменилась ли структура управления образования?

- У меня появились два заместителя: по финансово-экономическим вопросам - Грабко Людмила Георгиевна, по педагогической работе - Лыткина Лариса Владимировна. Эти две ставки учреждены в рамках существующего фонда оплаты труда. Прежде чем решиться на этот шаг, мы, изучили опыт Ленского, Мегино-Кангаласского, Намского, Хангаласского районов. Там количество работников сравнимо с нами и заместители в штате предусмотрены. И у нас в этом была необходимость, потому что один начальник не в силах справиться со всеми вопросами. Одних бухгалтеров у нас 100 человек, громоздкая медленная структура, финансовые же вопросы требуют оперативности. Раньше функции заместителя - решение административных вопросов и контроль за работой директоров и школ - исполняла начальник методка6инета В.Г.Слепцова, но у нее свое направление деятельности. Думаем, что реорганизация скажется на эффективности работы.

Также при управлении образования мы пока сохранили хозгруппу, которой руководит. С.С.Поликарпов.

- Статус школ и детсадов поменялся, теперь они являются, самостоятельными юридическими лицами. Соответственно и к руководителям предъявляются повышенные требования.

- Сегодня на них лежит большая ответственность, Директора отвечают за финансовое, экономическое, хозяйственное жизнеобеспечение учреждения, за организацию учебного процесса, в общем должны выступать в качестве менеджеров. Быстро сориентировались в новых условиях директора О.Ю.Живолун ("Эврика"), Н.И.Чемпосова (СОШ №2), А.Б.Киселев (ТСШИ). В этом плане более самостоятельны заведующие детскими садами.

- Какие школы в ближайшее время будут строиться?

- В 2009 г. будет введена в строй Кыллахская школа. Сваи забиты, начали работу каменщики. В течение трех лет будет строиться I Нерюктяйинская школа, дата ввода - 2011 г. К юбилею планируем возвести 2-ю очередь школы "Эврика". В дни приезда министра образования Ф.В.Габышевой был окончательно решен вопрос по началу строительства в следующем году Юнкюрской школы.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 АУ Редакция газеты «Олекма» Хостинг от uCoz Design created by ATHEMES