Главная » 2008 » Июль » 31 » Подводные траншеи – дело нешуточное

Подводные траншеи – дело нешуточное

2008-07-31 в 4:29 PM просмотров: 911 комментариев: 0

Александр ПАВЛОВ, ЯКУТИЯ.

Мы, жители Якутии, лучше других знаем, что река Лена является одно-временно и главной транспортной магистралью, и серьезной естественной преградой. Переправа с одного берега на другой везде, кроме Осетрово, где есть мост, – всегда в какой-то степени проблема. Это подъезды и причалы, паромы, затраты времени и нервов.

Прокладка коммуникаций, пересекающих русло Лены (кабели, трубопроводы и т.п.), тоже является колоссальной проблемой: изменчивое русло, огромные расстояния, большие глубины и быстрое течение, мерзлота и скальный грунт.

Начиная с 2003 года Ленское ГБУ проводит работы по прокладке траншей для подводных трубопроводов. Первой была «газовая» труба в районе Табаги, затем достаточно сложная из-за мелководья траншея в верховьях Лены у деревни Рудовка, через которую в прошлом году был протянут нефтепровод. За успешное выполнение этих работ руководитель ФГУ «ЛГБУ» Юрий Анатольевич Долженко был удостоен звания «Почетный гражданин Республики Саха (Якутия)». С началом нынешней навигации началась работа по прокладке сразу двух подобных объектов: под газопровод и нефтепровод (ВСТО) в районе Солянки. Не вдаваясь в экологические аспекты проектов и другие связанные с этим проблемы, сразу надо сказать, что свою часть работы путейцы выполняют в установленные сроки и с высоким качеством.

Десант на землесос

Несмотря на такие сложные задания, основная работа ФГУ «Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» остается в тени. Причин много. Все эти работы проходят вдали от глаз обывателя, ничего «жареного» для писателей и журналистов там нет, да и процесс работы очень сложный, и описывать его неподготовленный человек не может. Поэтому руководством ЛГБУ было принято решение организовать десант журналистов на место работ дноуглубительных снарядов. Ранним утром к причалу Якутского района водных путей начали подъезжать автомобили с работниками радио, телевидения и газет. В путешествие отправились известная тележурналист Алла Кондратьева с оператором Сергеем Таюрским, редактор отдела газеты «Саха Сирэ» Николай Крылов, старший редактор радио НВК Альбина Тарабукина, Роман Саввин из «Молодежи Якутии» и Михаил Горохов из «Эхо столицы». Сопровождали их и давали пояснения главный инженер Якутского РВП Сергей Чернышов и начальник службы научно-технического обеспечения Леонид Федосеенко.

В назначенное время скоростной теплоход «Заря-98» отошел от пристани вверх по Лене. В салоне были вывешены плакаты, на которых схематично показаны способы работы дноуглубительной техники, устройство земснарядов и другие специфические сведения и была прочитана небольшая лекция, из которой журналистам «все стало понятно».

И вот 1666-й километр реки Лены. Словно огромное животное, землесос «Витим» прогрызает остров Бергесе. Гости разбредаются по огромному судну, от машинного отделения до крыши рубки, накапливая впечатления. Интересуют их и технические параметры землесоса: мощность главного приводного двигателя 1650 лошадиных сил, за сутки он «съедает» 5-6 тонн солярки, производительность 2,5 тысячи кубометров грунта в час…

Командир землесоса «Витим», Геннадий Бердников оказался в центре внимания. На несколько минут была приостановлена работа, и лебедкой поднят «сосун» (правильное его название – грунтозаборное устройство) с включенной системой гидроразмыва. Зрелище невероятное – словно морское чудовище, сопровождаемое фонтанами воды, он поднимается из воды, неся на своих защитных решетках камни, ископаемые кости, бревна-топляки.

Черпаки и валуны

Совсем иначе работает многочерпаковый снаряд. Вместо тихого шуршания пульпы в грунтопроводе здесь оглушительный скрежет, гулкие удары, шум падающих в шаланду камней. На траншее нефтепровода ниже Олекминска (600 км от Якутска) работают два таких снаряда – «Ленский-525» и «Ленский-440», приписанные к Витимскому району водных путей. Это самые мощные снаряды в нашем бассейне, предназначенные для тяжелых грунтов, но и их пришлось дорабатывать. Поскольку дно реки в этом месте – сплошная скала, перед началом работ по профилю траншеи были проведены буровзрывные работы, и сейчас задача земснарядов – достать со дна реки раскрошенную породу. «Раскрошенную», конечно, мягко сказано, так как размеры этих обломков настолько велики, что порой не пролезают в лоток, и их приходится доставать из черпаков краном и складировать отдельно.

С осени прошлого года «440-я» была модернизирована – ей удлинили черпаковую раму и добавили черпаки. В результате глубина черпания достигла 13 метров, что позволяет раньше, по большой воде, начать работу на траншее.

Командир Геннадий Дмитриев рассказывает: «Очень тяжелые условия. Валуны и камни не позволяют работать на полную производительность, несколько черпаков уже порвали. Якори не держат, ползут, а расположение снаряда над траншеей плюс-минус один метр. «Берег» нас контролирует жестко, учитывает все остановки, все технологические паузы».

Сколько и когда

Все это вызывает резонный вопрос – успеют ли завершить все работы? И что они из себя представляют?

Несколько цифр. На сегодняшний день самый протяженный подводный переход (через Обь) составляет 2 км 370 метров. Вторая нитка газопровода протянется под водой почти на 3 км. Впечатляет. Землесос «Витим» начал работы 12 июня нынешнего года, ему необходимо отработать траншею длиной 700 метров, общий объем грунта – более 344 тысяч кубов. На сегодня две трети плана выполнено. Однотипный землесос «Олекма» прибыл к месту работ 23 июня, прокладывает траншею длиной 1,1 км у левого берега Лены. Общая длина траншеи 2637 метров. Объем удаляемого грунта по плану 600 тысяч кубов, на сегодня сделана треть работы.

На нефтепроводе (в районе Олекминска) траншея чуть короче – 1400 метров, объем взорванного скального грунта составляет чуть более 35 тысяч кубов. Оба земснаряда начали работу со второй половины июня. Планируется закончить ее в плановые сроки.

На сегодня от основного заказчика «Сахатранснефтегаза» за газопровод поступил 31 миллион рублей, это около половины договорной суммы. Что это значит?

Заместитель руководителя ЛГБУВПиС Владимир Броницкий поясняет: «Только одно: закупленное для землесосов топливо уже заканчивается. Кроме этого, работа экипажей идет в напряженном ритме, ребятам приходится заводить тросы по 300 метров длиной, и все на себе, вручную. Это самоотверженная работа, настоящая пахота. А у нас нет денег, чтобы выписать им хотя бы небольшую премию».…

Похожая картина и на нефтепроводе. Оплату за выполненную работу в 2007-м ЛГБУ получило только в июле 2008 года. Досадно то, что был упущен довольно продолжительный благоприятный период, пока ожидали оплату за топливо – можно было работать и работать. Кстати, и модернизации снарядов производились за счет внутренних резервов, в надежде на быструю оплату. Если кто-то скажет, что «ну деньги же поступили, вот и работайте», то он ошибется. «Ложка дорога к обеду» – сейчас началось резкое падение глубин. Поддержать их возможно только земснарядами, поэтому не исключено, что их придется снимать с траншей и переводить на транзит. Или же, напротив, оставлять транспортный флот пароходств без фарватера, а якутян – без грузов…

Вот так, порой на пределе возможностей техники и людей, выполняются ответственные задания, которые, надеемся, со временем улучшат и нашу с вами жизнь.
Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 АУ Редакция газеты «Олекма» Хостинг от uCoz Design created by ATHEMES