Главная » 2008 » Август » 1 » Цены на АЗС взлетают до небес

Цены на АЗС взлетают до небес

2008-08-01 в 3:38 PM просмотров: 807 комментариев: 0

Роман Мандзяк, Наше ВРЕМЯ.

Не прошло и двух месяцев с момента предыдущего повышения цен на бензин, случившегося в начале июня, как якутские автомобилисты — любители и профессионалы — снова взбудоражены очередным, и, как говорят знающие люди, не последним в этом году изменением ценников на АЗС города. По разным маркам топлива рост в среднем составил 15% по сравнению с прежним уровнем цен. Больше всего (до 37 с лишним рублей за литр!) подорожало дизтопливо. «Бензиновый бунт», о возможности которого некоторые говорили в шутку еще в начале лета, сегодня становится все реальнее.

Кто виноват?

В последнее время для автомобильного сообщества Якутии (разумеется, мы не причисляем сюда тех, кто не считает денег на заправках) поиск виноватых в бесконечном росте цен на топливо стал главным «развлечением», оттеснив на второй план извечную дорожную проблему столицы республики.

Одни винят во всем алчных хозяев АЗС, стремящихся выгрести из карманов автовладельцев как можно больше наличности, другие — монополистов на рынке, устанавливающих цены «с потолка», третьи — заводы, производящие ГСМ. Четвертые мыслят глобально и объясняют все ростом мировых цен на нефть, и лишь единицы называют главным виновником роста бензиновых цен государство, не желающее изменить драконовскую налоговую политику в сфере производства и реализации ГСМ в стране. Истина, как всегда, где-то посредине.

Что делать?

Параллельно люди обсуждают пути выхода из сложившейся ситуации. Если обобщить здравые мысли, отмести сумбур и экстремистские предложения, типа, «подпалить заправки» или «перекрыть дороги», то чаще всего предлагается пересесть на авто с меньшим литражом и, соответственно, расходом топлива и даже на велосипеды. В этой связи логично предположить сокращение спроса на автомобили с большим объемом двигателя (2,5 л. и выше) и параллельно — увеличение продаж малолитражек — типа «Тойота-Дуэт», «Тойота-Витц», «Ниссан-Марч» и прочих «карликов». Содержать прожорливые «Лэнд-Крузеры», «Патролы», «Кроуны», «Волги» и «Уазы» для людей со средней зарплатой становится очень накладно.

Альтернативное топливо, а именно сжиженный газ — также в числе наиболее привлекательных для большинства вариантов. Установка современного ГБО на автомобиль обойдется приблизительно в 25 тысяч рублей и в зависимости от интенсивности эксплуатации окупит себя за год-полтора. Расход газа немного превышает расход бензина, но при стоимости газа 12 рублей за литр себестоимость одного километра как минимум в два раза ниже, чем при езде на бензине или солярке. Проблема здесь в неразвитости сети газозаправочных станций: спрос на сжиженный газ превышает предложение и порождает многочасовые очереди, по крайней мере, в летнее время.

Ну, и, наконец, самый простой выход из ситуации — ничего не продавать и ничего не ставить, а просто меньше ездить. Пересаживаться на общественный транспорт и выгонять машину из гаража только в случае крайней необходимости.

Примечательно, что обычный здравый смысл подвигает людей неосознанно принимать решения, идущие в русле экономической науки. Все описанные варианты теоретически должны привести к сокращению спроса на бензин в розничной сети АЗС и далее по цепочке - к снижению цен. Но это только в теории. На практике вряд ли кто-то припомнит хоть один случай падения цен на топливо в розничной сети.

Ситуацию осложняет то, что Якутск — это город чиновников и многочисленных государственных контор, а значит, тысячи единиц автотранспорта ежедневно заправляются за счет государственного и муниципального бюджета, гарантируя поступление значительной части средств на счета официальных поставщиков «императорского двора». На запрашиваемые котировки при этом, нужно полагать, никто не смотрит. Других все равно никто не приложит. В такой ситуации поставщики не сильно потеют над сокращением собственных издержек и перекладывают их на рядового потребителя.

И какой из этого следует вывод?

В качестве заголовка резюмирующей части — в противовес двум классическим вопросам русской интеллигенции XIX века в первых двух частях - мы выбрали фразу ослика Иа из советского мультфильма XX века про Винни-Пуха. Ответ Иа на собственный риторический вопрос точно характеризует ситуацию с ценообразованием в топливной сфере страны в веке XXI-ом: «Кошмар!»

И дело здесь не в дорогостоящей схеме доставки ГСМ в республику, не в многомиллионных потерях при их транспортировке, перевалке и хранении, не в прибылях оптовых поставщиков и ритейлеров, не в отпускных ценах завода-производителя — хотя каждое звено из озвученной цепочки, по хорошему, требует ревизии. По большому счету, они «погоды не делают». Откроем страшную тайну — даже мировые цены на нефть не оказывают решающего воздействия на розничную цену бензина.

Главный виновник искаженного ценообразования в сфере производства и сбыта ГСМ — государство. Именно оно устанавливает налоги и акцизы, которые поступают в бюджет страны. Согласно последним данным независимых российских экономистов, общая доля налогов и акцизов в автомобильном топливе составляет до 60%! Из 30-35 рублей, которые вы платите за литр бензина на заправке, 20 целковых приходится на налоги. В предыдущих материалах по топливной тематике мы уже отмечали, что, скажем, в США доля налогов в литре топлива составляет всего 12%.

Еще пример: согласно данным Росстата, средняя отпускная стоимость бензина на российских НПЗ в июне 2008 года составила около 18 тысяч рублей за тонну — в 2 с лишним раза больше цены, поступающей на завод сырой нефти. Для сравнения, в развитых странах этот показатель не превышает 30%! То есть если бы у нас были «западные» налоги и современные технологии производства, то бензин на выходе, скажем, из Ангарского НПЗ стоил бы не 20 тысяч рублей за тонну, как сегодня, а не больше 12 тысяч. И это при том, что стоимость нефти на внутреннем российском рынке составляет лишь около 40% от текущих мировых цен.

Вместо послесловия

Конечно, в нынешней ситуации правительство, напуганное ростом недовольства со стороны населения, может предложить нефтянникам и НПЗ временно заморозить отпускные цены (как это было в конце прошлого года с производителями продуктов питания), а они, как «представители социально ответственного бизнеса», конечно же, согласятся. Это стало бы красивым жестом накануне осенней уборочной страды! Но после разморозки цены обязательно наверстают упущенное — здесь законы экономики действуют четко.

Необходимы радикальные меры — пересмотр всей фискальной политики государства в области производства и реализации ГСМ, резкое снижение налоговой и акцизной составляющей в конечной стоимости бензина на заправочном пистолете АЗС. И здесь большую роль играет общественное мнение: нужно и дальше проводить цивилизованные акции протеста, «бомбардировать» коллективными письмами правительство, озадачивать своих депутатов, благо их у нас в Госдуме РФ сейчас аж три человека. Свою лепту в общее дело внесем и мы, журналисты.

 

 

Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 АУ Редакция газеты «Олекма» Хостинг от uCoz Design created by ATHEMES