Главная » 2008 » Август » 10 » СОХРАНИМ ЛЕНУ!

СОХРАНИМ ЛЕНУ!

2008-08-10 в 12:56 PM просмотров: 705 комментариев: 0

Якутск ВЕЧЕРНИЙ.

Мы живем на берегу одной из величайших и все еще чистейших рек мира. Лена для нас — и кормилица, и защитница. А для гигантской нефтяной корпорации "Транснефть" — просто синяя линия на карте России, досадная помеха на пути строительства нефтепровода "Восточная Сибирь — Тихий океан" (ВСТО). 

Корпорация "Транснефть" первоначально обещала строить трубопровод под дном реки в специально пробуренном для этого тоннеле, это на сегодня наиболее безопасный способ, но затем неожиданно заменила его на другой метод — траншейный. 

В республике уже есть печальный опыт использования траншейных переходов по дну Лены. Проложенный по дну реки газопровод рвался уже дважды. Одно дело — прорыв газа, который почти не наносит вреда экосистеме реки. Нефть, да еще в тех объемах, в которых будет его перекачивать "Транснефть" — это уже другое. 

Специалисты "Транснефти" оправдываются: от микротоннелирования они отказались не ради экономии. И даже не из-за сроков (федералы нетерпеливо подгоняют). Причина — дно реки, которое составляют карстовые породы. Рыть под ними тоннель — рисковать, что все рухнет на голову.

Экологи в это объяснение верят неохотно.

"СТРАШНЫЕ" НАКАЗАНИЯ

Разлив нефти на реке Пеледуй в мае 2006 года, когда в реку попало одиннадцать тонн нефти и более двухсот тонн разлилось по суше, обошелся нефтяникам штрафом … в 216 тысяч рублей.

БОМБА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ

Траншейный метод при прокладке нефтепроводов через реки является самым дешевым и в то же время быстровозводимым, однако он не оправдал себя с точки зрения безопасности. Тому подтверждение — трагедия, которая произошла 26 декабря 1995 г. на нефтепроводе Туймазы —Омск — Новосибирск (ТОН-2), проложенном по дну реки Белая. Место аварии — всего в 15 метрах от правого берега под слоем льда в 15 см. Размер экологического ущерба составил 6,7 млрд. рублей. В результате разрыва на нефтепроводе, проложенного траншейным способом, 1200 тонн нефти растеклись по течению подо льдом на 2 километра шириной 30 метров, затем вспыхнул пожар. А диспетчер нефтепровода об аварии узнал только после звонка из нефтеперерабатывающего завода, в который перестало поступать сырье, потому что ни один из суперсовременных датчиков изменения уровня давления внутри нефтепровода не сработал. 

В Якутии траншейный нефтепровод будет построен на дне Лены в районе села Солянка, где ежегодно образовываются ледовые заторы, средняя высота которых восемь метров (рекорд — двенадцать метров), а протяженность достигает семидесяти метров. Страшно представить, что произойдет с нефтепроводом, когда по реке, буквально вспоров дно, пройдется такая ледовая "махина". 

Петр ВАСИЛЬЕВ, замначальника отдела водных ресурсов по РС(Я) Ленского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов при Министерстве природных ресурсов РФ:

— Разлив нефти на реке Белой происходил в условиях, когда толщина льда составляла всего 17 сантиметров, а мороз — 10-20 градусов. У нас же толщина льда достигает 170 сантиметров, а мороз — 50 градусов. Через якутский нефтепровод будет проходить 9 тысяч тонн нефти в час. Даже в значительно более благоприятных климатических условиях устранить разлив нефти силами людей на практике оказалось невозможным. Остается только догадываться, какова может быть картина аналогичной аварии в Якутии. По самым средним подсчетам, в реку при аварии может вылиться порядка 2500 куб. м нефти, что составит до 2000 тонн. 

ЦЕНА ВОПРОСА

На устранение последствий аварии на реке Белой было затрачено больше десяти миллиардов рублей. Однако устранить разлив силами людей не удалось, нефть ушла с реки только во время весеннего паводка. Реабилитационные экологические работы продолжались еще в течение нескольких лет. И в итоге на месте траншеи был проложен тоннель.

ЧТО В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ

Экологи упорно утверждают, что траншейный метод прокладки нефтепровода по дну Лены — нефтяная "бомба" на дне величайшей реки мира, основной водной артерии территории, сопоставимой по площади со всем Европей-ским Союзом. И эта "бомба" закладывается вопреки требованиям безопасности, здравому смыслу и без учета мнения республиканских органов государственной власти и общественности. 

Промышленники и руководство республики считают, что краски слишком сгущены, и для экологов поднимаемый шум важнее самого результата.

Впрочем, решение об отказе от микротоннелирования для прокладки нефтепровода было неожиданным и для нашего руководства. Президент республики Вячеслав Штыров даже писал письмо в "Транснефть" с требованием объяснить, чем вызвана смена намерений. В ответ на это письмо исполняющий обязанности президента АК "Транснефть" Юрий Лисин отписал, что микротоннелированию мешает "наличие карстовых проявлений на глубине десяти и более метров". 

Глава республики таким ответом удовлетворился.

Экологи — нет.

Сегодня они располагают данными о том, что под слоем донных отложений находится сплошная скала, под которой можно бурить и которая убережет тоннель с трубой от обвала. Эти данные подтверждают строители — в том числе недавние генподрядчики, прокладывавшие трубу "ВСТО", представители "Краснодарстройтрансгаза". Если бы из-за внутренних конфликтов договор с данным предприятием не был расторгнут, именно оно бы контролировало процесс подводной прокладки. Информацию о наличии под карстовыми породами скалы экологами предоставил Александр Шахов, директор предприятия.

С мнением экологов и общественников солидарны и ученые. Специалисты Института физико-технических проблем Севера СО РАН считают, что строительство тоннеля обойдется ненамного дороже, зато безопасность при этом возрастает в разы. 

Заведующий отделом прочности сварных конструкций данного института Александр АМОСОВ считает, что при траншейном методе, учитывая внутреннее давление, труба под действием сильного течения может вступить в резонанс, что чревато серьезными аварийными ситуациями. А капельное просачивание нефти в такой обстановке просто неизбежно. 

— Свойства нефти таковы, что течь в траншейном переходе удастся обнаружить чуть ли не через год после возникновения. Часть этого топлива растворяется в воде, а около 40 процентов тяжелых фракций оседает на дно. Если же река будет скована льдом, то даже при обнаружении течи провести восстановительные работы сразу не удастся. 

При тоннельном способе прокладки нефтепровод находится в бетонной трубе, и к магистральной линии, проложенной под дном реки, будет свободный доступ. Это позволит контролировать просачивание нефти, испытывающей колоссальное внутреннее давление.

Ученые настаивают на том, чтобы хоть резервная часть трубопровода, даже не с точки зрения экологической безопасности, а для непрерывной подачи топлива при траншейной прокладке трубопровода, была выполнена в тоннельном варианте. Конечно, компании гораздо дешевле просто вырыть в грунте дна реки траншею для нефтепровода, нежели пробивать под водой в скальной породе тоннель, а потом протягивать через него нитку нефтепровода. 

Вдогонку

ЭТО КАСАЕТСЯ КАЖДОГО

В настоящее время в Якутии проходит масштабная общественная акция "Сохраним Лену!", в рамках которой собираются подписи под обращением к Президенту и Правительству РФ с требованием пересмотреть метод перехода нефтепровода "ВСТО" через реку Лену с траншейного на тоннельный. Важно отметить, что акция проходит вне всякой политики и PR.

Это — выражение гражданской позиции жителей всей Якутии.

Акция "Сохраним Лену!" будет длиться, как минимум, до пересмотра корпорацией "Транснефть" метода строительства перехода.

В ближайшее время на одной из центральных площадей пройдет благотворительный концерт в поддержку акции. Дату, время и место мы сообщим в следующем номере. Все наши акции будут проходить вне политики и PR — это гражданская акция.

Центр экологического просвещения РС(Я) "Эйгэ"

Гражданская коалиция "Наш дом — Якутия"

Компания "СахаИнтернет"

Газета "Якутск вечерний"
Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 АУ Редакция газеты «Олекма» Хостинг от uCoz Design created by ATHEMES