Главная » 2008 » Сентябрь » 26 » ПОД ОЛЕКМИНСКОМ НАШЛИ ДВА АМЕРИКАНСКИХ ИСТРЕБИТЕЛЯ

ПОД ОЛЕКМИНСКОМ НАШЛИ ДВА АМЕРИКАНСКИХ ИСТРЕБИТЕЛЯ

2008-09-26 в 4:48 PM просмотров: 1058 комментариев: 0
 Татьяна БРИЗ, ЯКУТСК ВЕЧЕРНИЙ.

В августе этого года на территории Олекминского района обнаружены обломки двух самолетов, перегонявшихся по воздушным коридорам Якутии во времена Великой Отечественной войны. Это неплохо сохранившиеся останки американ-ского истребителя, более известного у нас в стране как "аэрокобра".

На днях в Олекминск вылетает экспедиция из бойцов ОМОНа, которая будет заниматься раскопками и транспортировкой находки в Якутск. Более того, участники экспедиции предполагают, что на дне расположенного неподалеку озера лежит еще один такой истребитель. Участвовать в экспедиции по его подъему и восстановлению уже выразил желание известный искатель Андрей И.

В ЯКУТИИ ЕСТЬ ЧТО ИСКАТЬ!

Во время Второй мировой войны между СССР и США (как одной из стран-участниц антигитлеровской коалиции) был подписан договор о поставках военной техники. Боевые самолеты из США перегонялись с Аляски через Чукотку, Якутию и Восточную Сибирь в Красноярск, откуда они шли на фронт — так была открыта трасса, известная как "АлСиб". За годы войны советские летчики перегнали по ней более 8 тысяч единиц боевой авиатехники. В пути они приземлялись на временных аэродромах "подскока", за-правлялись топливом и летели дальше. 

Из-за несовершенных средств радиосвязи и навигации, а также фактического отсутствия метеосводок в одной только Якутии потерпели крушение или совершили аварийную посадку до 60 самолетов. В данный момент найдено не более десятка. Первая экспедиция по поиску потерпевших на территории Якутии в годы Великой Отечественной крушение самолетов состоялась в 1985 году, когда командой энтузиастов под руководством командира ОМОНа Сергея Черных в Усть-Майском улусе была обнаружена первая "аэрокобра" — американский истребитель. 

В 2005 на склоне Верхоян-ского хребта на высоте около двух тысяч метров были обнаружены обломки американского самолета-бомбардировщика А-20 "Бостон". Также были найдены два крупнокалиберных и один мелкокалиберный пулеметы, авиационная пушка, две лопасти, держатели авиационных бомб, детали приборной доски, обломки двигателя, бронеплиты, части фюзеляжа, патроны и личные вещи летчика — ложка, одежда, фрагмент шлемофона. Однако документов, личного оружия пилота, несмотря на тщательное обследование места катастрофы, так и не было обнаружено. Не найдены и останки летчика. 

В несколько заходов (2006-2007 годы) все найденное было вывезено в Музей боевой славы, расположенный на базе ОМОНа. В 2007 году во время экспедиции еще одна "аэрокобра" была найдена в Томпонском улусе. Среди обломков были обнаружены останки летчика, которые захоронили в Хандыге. На месте захоронения установлен памятник. 

ЧТО СКРЫВАЮТ ОЛЕКМИНСКИЕ ОЗЕРА

Не менее ценна находка под Олекминском. Обнаружил останки в 1991 году местный охотник. По его зарубкам и вышли на место. От первого самолета фактически ничего не осталось, от второго сохранились шасси и часть кабины. Сейчас по порядковому номеру через архивы пытаются установить имя управлявшего им пилота. 

Кроме того, искатели предполагают, что на дне озера неподалеку лежит еще один самолет. Информацией о нем владеет местный житель, который пока не спешит ею делиться. Впрочем, искатели самолетов убеждены, что рано или поздно тот расскажет им, где искать.

Один из организаторов, замминистра молодежи Дмитрий ГЛУШКО:

— Третья машина лежит на дне озера, и мы предполагаем, что она хорошо сохранилась. Главное — она лежит на небольшой глубине и ее будет не очень сложно достать. К этой экспедиции уже выразил желание присоединиться Андрей И. Мы договариваемся с местным жителем. Вполне логично, что человек хочет получить некоторое вознаграждение. 

— Как вам удается находить технику в глухой тайге? 

— После первой находки был большой резонанс в СМИ, нам много звонили жители улусов, которые в детстве слышали от своих родителей, что под их поселком в годы Великой Отечественной войны упал самолет. Правда, все их сведения и координаты оказывались весьма приблизительными. Мы перепроверяли эту информацию, что-то подтверждалось, что-то нет. Основная трасса пролегала над территорией трех улусов — Вилюйского, Верхоянского и Томпонского, там и сосредоточены поиски. У командира ОМОНа Сергея Черных, который вывозил ребят на поиски, есть также журнал боевых катастроф. 

— Разве местные жители не разбирали места катастроф самостоятельно?

— Нет, по словам проводников, которые нас сопровождали, тревожить такие места у местных считалось дурной приметой, их старались обходить стороной. 

— Почему вы не называете точные координаты находок? 

— Мы опасаемся за их дальнейшую сохранность. Были прецеденты, когда авиараритеты тайно вывозились из Якутии и, скорее всего, продавались за рубеж. 

КУДА ДЕЛИСЬ ПРОПАВШИЕ САМОЛЕТЫ

Упавшие когда-то в Якутии самолеты действительно пропадали. Один из них — та самая первая "аэрокобра", найденная в 1985 году. 

— Мы отправили самолет в Новосибирск, — рассказывает руководитель экспедиции, командир ОМОНа Сергей ЧЕРНЫХ. — Там сказали, что хотят установить памятник Герою Советского Союза Александру Покрышкину. С тех пор мы больше ничего не слышали о самолете. 

Бронзовый памятник асу-летчику был открыт в мае 2005 года. Но "аэрокобра" возле него так и не появилась. 

Второй самолет был найден два года назад при строительстве вышек "Мегафона" в Ленском улусе. Но затем он тоже бесследно исчез. В компании "Мегафон", кстати, об этом ни сном ни духом. Добавили только, что строительство у них ведут сразу несколько подрядчиков и не исключено, что о находке они просто умолчали. И сообщили также, что вряд ли она действительно была. Какая компания упустит такой способ пропиариться? 

Бизнес по контрабандной торговле военной техникой времен Второй мировой войны, найденных на территории Дальнего Востока, действительно имеет место быть. Сотрудники военной контрразведки отдела ФСБ по Северо-Восточному пограничному округу выявили целую цепочку таких "черных археологов" в конце ноября 2003 года на Камчатке (по которой пролегала часть трассы "АлСиб"). Несмотря на громкий скандал, все участники истории отделались условными сроками, а с некоторых вообще сняты все обвинения. Аналогичный процесс органы внутренних дел инициировали несколько лет назад на Курилах — старая авиатехника вывозилась оттуда почти в промышленных объемах, но и там виновные так и не были привлечены к уголовной ответственности. В Якутии подобных уголовных дел никогда не заводилось.

Кому нужна эта старая проржавелая "рухлядь", которая уже вряд ли когда-то сможет летать? Фанатикам-любителям, ветеранам Второй мировой, ценителям старины (людям очень и очень состоятельным). По расценкам "черного рынка", цена одного раритетного самолета в зависимости от эксклюзивности и редкости модели, материальных затрат на поиск, транспортировку и восстановление на момент продажи может доходить до нескольких миллионов долларов. Чаще других советские самолеты для личных музеев приобретают богатые любители старины из Штатов, Великобритании и Германии.

Фотографии предоставлены Министерством молодежи.

 

 

Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 АУ Редакция газеты «Олекма» Хостинг от uCoz Design created by ATHEMES