Главная » 2008 » Октябрь » 27 » ЭПОПЕЯ С АМЕРИКАНСКИМИ ВОЕННЫМИ ИСТРЕБИТЕЛЯМИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

ЭПОПЕЯ С АМЕРИКАНСКИМИ ВОЕННЫМИ ИСТРЕБИТЕЛЯМИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

2008-10-27 в 6:44 PM просмотров: 526 комментариев: 0

Ольга ЕВТЮХИНА, Молодежь ЯКУТИИ.

 На прошлой неделе завершилась очередная поисковая экспедиция на трассе «Аляска-Сибирь». По этому легендарному маршруту в годы Великой Отечественной войны перегоняли самолеты на фронт из Америки в СССР. Участники «раскопок» несколько дней боролись с погодными условиями, доставая останки военного истребителя Р-39 «Аэрокобра».

Вот уже на протяжении двадцати лет клуб "Отважный" во главе с командиром ОМОНа Сергеем Черных занимается поисками разбившихся на территории Якутии авиамашин.

На этот раз группа из восьми человек отправилась в Олекминский район. Именно там, в тайге, в 60 километрах от ближайшего населенного пункта, охотник Афанасий Габышев обнаружил обломки военного истребителя Р-39 "Аэрокобра". Ориентировочно осенью 1943 года на борту случился пожар, и самолет потерпел крушение. К сожалению, из-за сильного удара о землю обломки воздушного судна разлетелись в разные стороны, а двигатель ушел глубоко в землю, поэтому извлечь его не удалось. Однако, несмотря на непроходимость местности и сильный снегопад, участники экспедиции достали более-менее целую хвостовую часть самолета, довольно компактную для тех лет радиостанцию, пулемет, отвертки, ключи и другие инструменты, а также множество запчастей, которые, судя по всему, предназначались для других самолетов. 

Как отмечает Сергей Черных, этот самолет стал первым из найденных, на борту которого изображена красная звезда. Руководитель экспедиции предполагает, что символ СССР наносили на машины именно в Якутске. Немаловажной находкой стали и бортовые номера самолета. Благодаря им можно будет установить личность погибшего летчика и поставить на месте крушения памятник. 

"Отважные" не теряют надежды найти целый самолет и выставить его в качестве экспоната в своем Музее боевой славы. Возможно, очень скоро желание осуществится. У клуба появилась информация о том, что на дне одного из якутских озер лежит самолет в "хорошем состоянии". В этом году, как только вода встанет, будет организована зимняя экспедиция. 

Справка "МЯ"

Самолет Р-39 "Аэрокобра"

Американский Р-39 "Аэрокобра" - многоцелевой истребитель производства авиакомпании Bell. В боях он показал себя достаточно хорошо, хотя по скорости, скороподъемности и маневренности уступал отечественным истребителям. В носовом отсеке располагалась пушечная батарея и два пулемета. Двигатель самолета располагался за кабиной. 

Эти самолеты были основными истребителями, поставляемыми союзниками в СССР по ленд-лизу. Всего нам было поставлено 4 924 "Аэрокобры". 

Именно на таком истребителе с бортовым номером 100 закончил войну А. И. Покрышкин.

Удивительно, но факт!

Во время пожара уцелело руководство по применению самолета "Аэрокобра" 1942 года издания, написанное на английском языке. Оно было упаковано во что-то похожее на современную пластиковую папку для бумаг.

Досье "МЯ"

В начале войны военно-воздушные силы СССР имели на вооружении очень мало современных боевых самолетов. К тому же значительная их часть была уничтожена противником на прифронтовых аэродромах уже в первые дни войны. Поэтому для нашей страны важное значение имело соглашение 1941 года, по которому США и Великобритания обязались поставлять союзу вооружение, технику, материалы и продовольствие.

Один из путей доставки "ленд-лизовских" американских самолетов в Россию шел из Фэрбенкса (Аляска, США) в Красноярск. В Якутске располагался штаб авиаперегоночной дивизии под руководством летчика-полярника Мазурука. По официальным данным, здесь потерпели крушение 0,2% воздушных судов. Только за март 1943 года вместе с экипажем разбились два бомбардировщика, один транспортный самолет и несколько истребителей.

Детективная история

Первый потерпевший крушение на трассе "Аляска - Сибирь" истребитель Р-39 "Аэрокобра" был найден якутянами в Усть-Майском районе. На счастье "отважных", он был практически целым, поскольку скорей всего летчику удалось спланировать. К сожалению, эта историческая находка была отдана партией Новосибирскому музею имени Покрышкина, откуда, по слухам, самолет был успешно похищен. 

Участники экспедиции благодарят за финансовую поддержку Минмолодежи, а также ОАО "Алмазы Анабара" в лице Матвея Евсеева.

 

Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 АУ Редакция газеты «Олекма» Хостинг от uCoz Design created by ATHEMES