Главная » 2008 » Декабрь » 8 » Тяжелое бремя "непрофильных нагрузок"

Тяжелое бремя "непрофильных нагрузок"

2008-12-08 в 7:40 PM просмотров: 598 комментариев: 0

Совет образования

Д.Тимофеева.  

4 декабря состоялось расширенное заседание управляющего Совета образования района с приглашением руководителей и представителей профкомов образовательных учреждений, на котором были подведены первоначальные итоги по переходу на новую систему оплаты труда.

С информацией о том, каким образом реализуется НСОТ в системе образования России и РС(Я), выступил начальник управления образования И.К.Торопов. Как эксперимент идет в нашем районе, более подробно рассказала экономист Е.Н.Улазова.

С начала учебного года в пилотном проекте по внедрению НСОТ участвуют 16 средних школ из 33 общеобразовательных учреждений района. При работе в новых условиях повысилась заработная плата 48% педагогов, у остальных она снизилась. До 2010 года в соответствии с постановлением правительства разница в снижении зарплаты при одной и той же установленной норме рабочего времени компенсируется персонифицированной доплатой. Учителей волнует вопрос: будет ли продолжена эта практика после того, как эксперимент закончится? Ответа пока никто дать не может.

В основе расчетов лежит стоимость ученико-часа. Самая низкая, а следовательно более приближенная к нормативу, характерна для городских школ - 2 руб. 43 коп., самая высокая в Тяне - 4,87 руб., чуть меньше в Дабане - 4,83 руб.

В разрезе учреждений более благоприятная обстановка сложилась в тех из них, где выполняется нормативная наполняемость классов, оптимален учебный план, соотношение между численностью учителей и техперсоналом приближено к 70:30. В качестве примера можно привести городскую школу № 2, где 80 % педагогов ощутили прибавку к зарплате, из сельских - Кыллахскую школу.

Избыточность техперсонала, в первую очередь, влияет на стимулирующую составляющую, но сокращать штаты проблематично, ведь при каждой школе есть столовые, здания нужно охранять, в интернатах тоже кому-то работать надо. К тому же, предоставляя рабочие места, школа несет и определенную социальную функцию, особенно в селах, где нет работы. Гипотетически городские школы могут, допустим, совместно содержать сантехника и т.д., а как быть сельским образовательным учреждениям?

- Несовершенна методика, - считает глава района, председатель Совета образования С.М.Федулов. - Пока идет эксперимент, надо вносить коррективы, предложения. Поэтому важно обобщить накопленный опыт с целью выявления общих проблем.

НСОТ, в первую очередь, подразумевает сокращение неэффективных расходов, или, правильнее будет сказать, оптимизацию. К примеру, тяжелым бременем на бюджет 2 Нерюктяйинской школы ложится содержание ветхих учебных корпусов, интерната, гаража, 12-квартирного жилого дома для учителей и т.д. В результате всех этих "непрофильных нагрузок" все педагоги теряют в зарплате.

- Пришло время разобраться со своим имуществом, - подчеркнул Семен Маркелович. - У кого есть на балансе неработающая техника, ее надо списывать. Не забывайте, что с нового года придется платить транспортный налог. Правильное решение приняла администрация Абагинской школы, обменяв один из 2-х автобусов на пожарную машину и используя ее более эффективно.

С интересом выслушали собравшиеся информацию директора самой большой школы района - № 1 И.А.Корешковой о функционировании образовательного учреждения в условиях НСОТ. Здесь 643 ученика обучает 51 педагог. Наполняемость классов разная - от 19 до 27-ми , но в общем соответствует нормативу. 3 класса имеют профильное деление. Хотя зарплата повысилась у 63 % учителей, анализ показал, что у большинства увеличение незначительное - до 10 %, и лишь трое почувствовали 30-процентное повышение. Существенной оказалась прибавка у молодых специалистов, также в выигрыше - педагоги начального звена.

Как ни странно, теряют в зарплате учителя высшей категории. Одна из причин - установление фиксированных выплат за имеющиеся звания. Допустим, если раньше за "Отличника просвещения" была установлена доплата до 10-15 % к окладу, теперь она составляет всего 320 рублей.

Подводя итог, Ирина Александровна полагает, что придется пересматривать учебный план и сокращать количество профильных групп, а оплату преподавателей производственного обучения лучше производить по ЕТС.

Директор 2 Нерюктяйинской школы У.М.Малышева считает, что прежде всего нужно убедить педагогов, что времена, когда чем больше учебных часов, тем больше зарплата, прошли. Сегодня главный критерий работы - качество обучения и результативность. В одной из крупных сельских школ района - 161 ученик, из них 15 проживают в интернате, обучает их 41 учитель, численность техперсонала - 30 человек. 16 комплект-классов, но лишь в 3-х - по 14 учеников, т.е. соблюдается норматив. Из-за сложной демографической ситуации в селе дальнейшие перспективы также безрадостны. К примеру, нынче в первый класс поступили 3 ученика, а выпускает школа - 12.

Высока стоимость ученико-часа -3,19 руб. В итоге при переходе на НСОТ в зарплате теряют все, в диапазоне от 6 до 12 тысяч каждый.

Ульяна Мефодьевна делает вывод, что нужно избавляться от ветхих зданий, передать котельную ЖКХ, рассмотреть возможность слияния с другими общеобразовательными учреждениями. Чтобы сохранить профилизацию, которая играет немаловажную роль при подготовке ребят к поступлению, она предлагает доплачивать учителям профильных классов.

Второй год работает в условиях эксперимента педколлектив Юнкюрской школы. Руководитель образовательного учреждения И.И.Иванова в своем выступлении подчеркнула, что без оптимизации не обойтись. Поэтому надо разговаривать с людьми, объяснять ситуацию. Всем понятно, что сокращение воспринимается очень болезненно. С учетом этого в школе не которых техработников перевели на 0,5 ставки, равномерно распределили нагрузку на учителей.

В заключение Совет предложил руководителям образовательных учреждений рассмотреть возможность оптимизации организационных условий обучения - выбора учебного плана, соотношения между численностью педагогов, АУП и техперсонала.

Управлению образования рекомендовано до 1 марта 2009 г. представить предложения по снятию котельных с баланса образовательных учреждений и передаче их в профильные структуры. До 1 января 2009 г. необходимо рассмотреть вопрос реорганизации централизованной бухгалтерии.

На Совете образования выступил начальник ФКУ В.И.Кобцев. Виталий Иванович настоятельно рекомендовал оптимизировать расходы по проезду в отпуск, вплоть до принятия соответствующего нормативного документа, устанавливающего ограничения.

Серьезность ситуации подчеркнул глава района С.М.Федулов, еще раз напомнив о дефиците бюджета отрасли в размере 108 млн.рублей. Положение к тому же отягощено штрафами и пенями за несвоевременные налоговые отчисления. За год они составили, ни много ни мало, 2 млн.руб. Глава района считает, что справедливо будет, если они будут высчитываться из зарплаты руководителей и бухгалтеров.

С информацией о реализации дуального образования в условиях экспериментальной площадки "Школа - ПТУ" выступил директор МОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 7 VIII вида" А.В.Куприянов.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 АУ Редакция газеты «Олекма» Хостинг от uCoz Design created by ATHEMES