Главная » 2008 » Декабрь » 12 » Торговля в Якутске пошла на спад

Торговля в Якутске пошла на спад

2008-12-12 в 4:16 PM просмотров: 760 комментариев: 0

Марина САНТАЕВА, Наше ВРЕМЯ.

Замораживание зарплат, рост безработицы, снижение объемов потребительского и ипотечного кредитования, замедление темпов жилищного строительства, высокий уровень инфляции повлияют на покупательскую активность россиян. Таковы прогнозы специалистов на следующий год.

Мы же в рамках нашей «антикризисной» рубрики продолжаем исследовать кризис «на местах» — в городе Якутске. Сегодня под наш пристальный взор попала торговля.

Оптовки

С тех пор как в народе заговорили о возможном повторении приснопамятных «лихих 90-х», в оптовых точках вновь начали скупаться мешками мука и сахар, окорочка и масло — коробками. На «оптовках» по Чернышевского ежедневно стоят десятки «уазиков». Кто-то может списать это «столпотворение» на приближающийся Новый год, кто-то — на открытие ледовой переправы через Лену (известно, что львиную долю отоваривающихся на Чернышевского составляют улусные закупщики-мелкооптовики).

«До Нового года мы приедем в Якутск раз пять-шесть, - откровенничает Леонид, предприниматель из Чурапчинского улуса. - Ходят слухи, что скоро будет обвал цен, поэтому надо по максимуму затариться сейчас. Хотя они растут не по дням, а по часам. По сравнению с прошлым месяцем цены на продукты первой необходимости поднялись примерно на 10-15 %. А еще говорят, что будет деноминация, то ли два нуля уберут, то ли даже три. Так что неизвестно, что будет в январе-феврале. Я и себе домой два мешка муки купил — жена сказала, пусть стоят. Другу везу мешок сахара — он попросил».

Машины

Как утверждают продавцы автомашин, на авторынках города в эти дни скупается практически все — от навороченных иномарок до подержанных отечественных автомобилей.

«Конечно, это можно объяснить Новым годом, - поясняет администратор одного из авторынков Денис. - У нас на рынке бум начинается примерно в 20-х числах декабря. Есть даже такая предновогодняя практика: приходят молодые ребята, берут машины за 150-170 тысяч для работы на такси — чтобы в Новый год заработать по двойному тарифу. А самый ходовой товар — машины среднего класса стоимостью 200-250 тысяч рублей».

Эти вполне оптимистичные настроения автоторговцев полностью опровергаются другими данными - экспертов, согласно которым с момента начала финансового кризиса темпы продаж на рынке подержанных японских и корейских автомобилей упали аж наполовину. Более того, эксперты не исключают, что буквально через несколько месяцев автопродавцы будут вынуждены продавать свой товар по себестоимости и даже ниже закупочной цены. Причина — в снижении покупательской способности. В последние два-три месяца банки не только повысили ставки по автокредитам, но и максимально ужесточили процедуру их выдачи. А без привлечения заемных средств покупка заветного автомобиля так и остается для многих несбыточной мечтой.

В Приморском крае, откуда в основном приходят к нам «япономарки», часть автопродавцов уже находится на грани финансового кризиса: у них не хватает оборотных средств на оплату содержания и хранения автомобилей. Продажи на автоаукционах упали на 30-60 %. На снижении объемов продаж сказался также рост стоимости автомобилей на фоне подорожания к рублю доллара и евро. Вероятно, то же ожидает и наших поставщиков иномарок.

Меха

Женщина остается женщиной и во время кризиса. Вряд ли тяжелые времена могут повлиять на количество дам, желающих приобрести «мягкое золото». Однако, поскольку потребности многих из них по-прежнему не совпадают (или перестали совпадать) с возможностями, кривая покупательской способности на шубном рынке Якутска устремилась вниз.

«Кризис докатился до Якутска, - констатирует факт один из поставщиков греческих шуб Михаил. - Наш товар — дорогостоящий, поэтому часто покупается в кредит. А кредиты стали многим недоступны».

С меховыми салонами в Якутске работают в основном московские банки — знакомые всем якутянам ОТП-банк, «Альфа-банк», «Русский стандарт» и «Хоум-кредит-Банк». По словам Михаила, с началом кризиса эти банки ужесточили условия потребительского кредитования. «Сейчас примерно из десяти запросов на кредит лишь на один-два приходит положительный ответ, на все остальные банки отвечают отказом. Тех же, кто в состоянии купить дорогую шубу за наличные, не много», - говорит Михаил.

Эту же информацию подтвердил и другой владелец мехового магазина. «Первой причиной падения спроса на шубы в Якутске стало то, что наших покупателей почти перестали кредитовать московские банки, услугами которых мы пользовались до этого. Во-вторых, сработал менталитет потребителя — в нестабильное время люди предпочитают вкладывать деньги в более «стабильные», нежели меха, золото и бриллианты, и это вполне понятно. Например, мой знакомый недавно купил килограмм золота, чтобы укрепить свой капитал».

Золото, бриллианты

И действительно, на одном из алмазогранильных предприятий Якутска подтвердили рост продаж ювелирных изделий. «Спрос на бриллианты растет — люди стремятся вкладывать деньги так, чтобы они не обесценились, - говорит директор алмазогранильной компании. - Особенно большим спросом пользуются хорошие бриллианты, свыше 0,30 карат. Золото также пользуется стабильным спросом, поскольку его цена имеет тенденцию к росту. Но, уточню, дела идут хорошо только у розничных продавцов золота. Те же, кто реализует драгоценный металл оптом, переживают трудные времена, поскольку оптовые покупатели пользуются кредитами, а с этим у всех сейчас большие проблемы».

В следующем году, по словам нашего эксперта, ожидается большой дефицит бриллиантов и, соответственно, рост спроса на них. Объясняется это тем, что в связи с кризисом алмазогранильные предприятия, имеющие дело с заемными средствами в виде долларовых кредитов, сегодня испытывают серьезные проблемы. Надо закупать сырье, но для этого нужны кредитные средства, которых нет. Получается замкнутый круг: нет сырья — нет производства. Крупнейшие мировые компании АЛРОСА и ДеБирс уже сократили объемы поставок на рынок, чтобы сдержать цены на бриллианты, а некоторые зарубежные фирмы и вовсе остановили производства. Так что эту отрасль ждут нелегкие времена.

Бытовая техника и электроника

Одна из самых крупных компаний по продаже бытовой техники и электроники — сеть магазинов «Эльдорадо» - прогнозирует сокращение выручки в этом году примерно от $1 млрд до $5 млрд. В следующем, 2009, году ситуация на рынке бытовой техники и электроники существенно ухудшится, причиной чему станет финансовый кризис, начавшийся в России нынешней осенью. Интересно, что снижение продаж будет наблюдаться - внимание! - на рынке стиральных машин, встраиваемой техники, кондиционеров, утюгов, пылесосов и телевизоров. Так, например, объем рынка встраиваемой техники сократится почти на 29% и вернется на уровень прошлого, 2007, года. Спрос на аудио-, видео- и бытовую технику будет держаться в основном за счет замены устаревшей техники и стремления некоторой части среднего класса вложить накопленные денежные средства в товары длительного пользования.

По итогам уходящего 2008 года темпы роста рынка продолжат замедляться. Основным «локомотивом» роста спроса на аудио-, видео- и бытовую технику в последние годы был рост покупательской способности. На увеличение продаж крупной бытовой и аудио- и видеотехники также влияло увеличение жилищного строительства в России, и Якутия здесь — не исключение. Продавцы бытовой техники говорят, что за последние два года спрос на товары длительного пользования вырос в два раза: люди активно покупали недвижимость и благоустраивали ее, обзаводясь новыми холодильниками, стиральными машинами и телевизорами. Лишь примерно полгода назад спрос на этот вид товаров начал заметно падать, причем чем дальше, тем быстрее. Эксперты отмечают в последние годы смещение спроса в сторону аудио- и видеотехники, объясняя это тем, что большая часть покупателей уже приобрела товары первой необходимости: крупную бытовую технику и некоторые позиции малой бытовой техники (чайники, утюги, пылесосы есть уже практически во всех семьях).

Однако аналитики спешат успокоить, что уже к 2010 году ситуация на рынке бытовой техники и электроники стабилизируется. Увеличение продаж будет обусловлено не только снижением безработицы, ростом доходов населения и реализацией отложенного спроса, но и началом нового цикла потребления техники (см. врезку), которая имеет свои сроки службы.

«Челноки»

Кому сейчас хуже всех, так это, наверное, так называемым челночникам. Вложив деньги в товар какой-нибудь месяц-два назад, сейчас они не могут их «отбить»: выручка у них стремительно падает. Многие из «челноков» уже готовы продать свой товар по бросовым ценам, лишь бы сбыть его.

«Полтора месяца назад я приехала из Турции, привезла товара на 300 тысяч рублей. За это время мне удалось продать всего на сотню, - призналась нам Маша, «челнок» с 7-летним стажем. - Скоро Новый год, а народ все никак не разгонится. Боюсь, что дальше будет еще хуже, придется сбрасывать цены».

Наш следующий собеседник, который предпочел не называть своего имени, утверждает, что нынешняя ситуация очень напоминает 1998 год, ставший для него настоящим испытанием.

«Честно говоря, тот кризис меня подкосил, - говорит наш аноним. - Тогда у нас были закуплены большие партии товара... и они зависли. В результате мы продали товар за 30% от той стоимости, по которой купили. Для нас это была удача, потому что мы выручили хоть какие-то деньги. Многие из моих знакомых не выручили и такого».

Но, по утверждениям «выживших» в тот кризис, это пошло им на пользу - осенью 1998 года пришлось искать дополнительные варианты заработка, что привело к созданию туристической фирмы и более организованной работе с продавцами и товаропроизводителями.

«Сейчас ситуация повторяется, думаю, скоро цены будут падать», - подытоживает анонимный эксперт.

Не исключен вариант, что и сейчас, как десять лет назад, кризис, с одной стороны, будет стимулировать рост цен на потребительские товары при одновременном снижении потребительского спроса на них, с другой - породит развитие различных форм сетевой розничной торговли, которые станут основными конкурентами рыночных торговцев. Поживем - увидим.

«Жизненный цикл» холодильника

В 2007 году продажи бытовой, аудио- и видеотехники увеличились более чем на 12,6%, в то время как еще в 2005 году этот показатель был в полтора раза выше. Одной из главных причин замедления темпов роста являлась цикличность, связанная с жизненным циклом этих товаров. Так, первая волна покупок приходилась на 1994-1997 гг., вторая – на 2002-2005 гг., а третья ожидается в 2011-2012 гг.

 

Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 АУ Редакция газеты «Олекма» Хостинг от uCoz Design created by ATHEMES