Главная » 2009 » Февраль » 5 » Земельные отношения определяют развитие экономики

Земельные отношения определяют развитие экономики

2009-02-05 в 6:26 PM просмотров: 1157 комментариев: 0

Местное самоуправление

Материал записала Д.ТИМОФЕЕВА.

На прошлой неделе в Олекминске состоялся выездной семинар-совещание по вопросам местного самоуправления. В состав экспертной группы входил руководитель Департамента по земельным отношениям Министерства имущественных отношений РС(Я) Виктор Спиридонович АФАНАСЬЕВ, который дал интервью нашей газете.

- 3емельные отношения являются одним из основных факторов, определяющих развитие экономики государства.

Наша политика основывается на Концепции государственной земельной политики РС(Я) до 2020 года, утвержденной в прошлом году Указом Президента № 801 от 9.01.08 г. Этот документ прошел длительное согласование со всеми уровнями власти, в том числе и с федеральными, и с муниципальными. Выезжали в районы, наслега, где обсуждали Концепцию, что она несет. Часто на местах задают вопрос: для чего нужен этот документ? Я считаю, это основной документ, который дает возможность гражданам, юридическим лицам начать оформление земли в собственность. Органы госвласти и МСУ должны обеспечить им доступность земельных участков, имеющихся и в границах населенного пункта, и близлежащих, в основном сельхозназначения. Президент и председатель правительства сделали упор на земли сельхозназначения, их вовлечение в оборот.

В результате республиканская целевая программа "Развитие системы государственного и муниципального учета объектов недвижимости в РС(Я) на 2008-2011 г.г." дополнена подпрограммой "Обеспечение рационального использования территорий поселений РС(Я) на 2009-2010 г.г.". Мы попытаемся за два года охватить все улусы и районы, имеющие сельскохозяйственное направление. В первую очередь, Вилюйскую, Заречную и Центральную группу районов, естественно, мы не могли обойти вниманием Кобяйский и Олекминский районы. Они туда включены, но в плане стоят - на 2010 г.

Реализация данной подпрограммы направлена на введение в гражданский оборот земельных участков коллективных и крестьянских (фермерских) хозяйств, которые ранее были поставлены на учет, но не сделано межевание. Республика берет на себя самую сложную и финансово-затратную часть мероприятий. После проведения кадастровых работ полученные кадастровые документы будут выданы сельхозорганизациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для регистрации прав на земельные участки в регистрационной службе. По Олекминскому району таких земель по акту сверки с Роснедвижимостью насчитывается 4614 га, в этом объеме и будут проведены кадастровые работы.

В рамках этой подпрограммы будут готовиться материалы по районированию республики. Нынче мы сможем охватить 8 районов, в следующем году - оставшиеся 6.

Проведение землеустройства сельхозпредприятий и крестьянских хозяйств также носит социальный характер, то есть ставится цель - не только получение экономического эффекта, но и сохранение традиционного уклада жизни населения, для которого сельское хозяйство является единственным источником дохода.

По поручению Президента разработано продолжение этой программы до 2011 г., чтобы провести эти работы в отношении земель сельхозназначения для промышленных и северных улусов.

Земли населенных пунктов уже в обороте, и это чувствуется. В Законе о приватизации государственного и муниципального имущества подчеркнуто, что объекты недвижимости продаются и приватизируются только с земельными участками. Если раньше мы могли продать лишь сам объект недвижимости, например, магазин, а земля оставалась у предпринимателя в аренде, то сегодня - только вместе с земельным участком. Прежде всего, это увеличивает привлекательность объекта.

К сожалению, принятый тогда Земельный кодекс не соответствует сегодняшним реалиям и даже тем, которые существовали на тот момент, поэтому поправки в законе неизбежны. Точно так же, как по разграничению полномочий органов МСУ, полномочия по распоряжению­управлению земельными участками перешли на уровень района. Ранее эти полномочия были у поселений. Еще один пример - Ф3 № 93, так называемый, о "дачной" амнистии.

Я хотел бы также обратить внимание на постановление правительства №541 от 10.12.08 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов", которое опубликовано в "Якутских ведомостях" (20.12.08 г.). Этот серьезный документ был принят во исполнение федерального закона о нормативно-правовых актах и в рамках поддержки органов местного самоуправления. Как мы знаем, земельный налог напрямую зависит от кадастровой стоимости и, соответственно, арендная плата тоже. Плательщиками на селе в основном являются граждане, в городе тоже многие имеют в собственности индивидуальные дома и другие объекты. Так вот у них возникает утяжеление налогового бремени на землю. Мы рекомендуем органам местного самоуправления взвешенно подходить к установлению ставки земельного налога. Чтобы не получилось так, что человек пришел в налоговую инспекцию, а его огорошили, что вместо 300 руб. по-новому он будет платить 3 тыс.руб. Кадастровая оценка, производившаяся в 2003 году, устарела. На сего дня она поменялась и напрямую зависит от рыночной стоимости объекта недвижимости вместе с земельным участком.

Пересчитывая даже арендную плату за земельные участки, находящиеся в собственности республики, мы сталкиваемся с тем, что на некоторые объекты цена повысилась в десятки раз. Например, в г.Якутске стоимость земельного налога с участка под газозаправочной станцией повысилась в 60 раз. У них, конечно, высокие ставки, к тому же, влияет то обстоятельство, что это объект повышенной опасности, следовательно должна быть охранная зона соответствующей площади. Ставки снизятся, если объект будет выведен за город. Распоряжением правительства республики от 25.12.07 г. были утверждены формы муниципального учета земель, находящихся на территории городских и сельских поселений. Органам местного самоуправления для получения полной картины обязательно нужно вести учет: кто должен платить, сколько в зависимости от назначения земель. По инструкции Роснедвижимости существует 16 видов разрешенного использования, от этого мы и отталкиваемся при расчетах.

В постановлении правительства об утверждении кадастровой стоимости указан каждый земельный участок в каждом населенном пункте республики, который прошел государственный кадастровый учет, определена его стоимость. С помощью этого документа легче рассчитывать ставки арендной платы и земельного налога. Это я считаю первоочередным для того, чтобы пойти навстречу гражданам, чтобы не волновались они, ведь у нас на дворе финансовый кризис.

Меня постоянно спрашивают о том, зачем нужно оформлять землю, имущество? Хочу провести такую аналогию: каждый гражданин имеет паспорт с уникальным индивидуальным номером, каждая машина стоит на учете в органах ГАИ, то же самое должно быть и в отношении объектов недвижимости. Они должны иметь технические и кадастровые паспорта, быть зарегистрированы в соответствующих органах.

Другой вопрос, есть проблема по их оформлению. В Федеральном законе № 93 о "дачной" амнистии сказано, что органы МСУ могут взять на себя некоторые затраты (скудость бюджетов поселений не позволяет полностью облегчить финансовое бремя), по крайней мере, организовать эти работы с выездом представителей на места. Ранее управление федеральной регистрационной службы также практиковало такие выезды для организации на местах регистрации прав собственности граждан.

Развитие федерального законодательства объективно требует регулярного обновления законодательства на республиканском уровне. Такое обновление осуществляется на основе анализа действующих норм земельного законодательства, учета положительных и отрицательных сторон правоприменительной практики, особенностей регулирования земельных отношений с учетом социально-экономических, географических, климатических, исторических и иных особенностей развития республики.

В Совете Федерации рассматривается закон о снижении государственной пошлины за регистрацию прав на земли сельскохозяйственного назначения, но, к сожалению, не все проекты принимаются. Допустим, сейчас в стадии утверждения в Государственном Собрании Ил Тумэн находятся три проекта о внесении изменений в федеральное законодательство: о коренных малочисленных народностях Севера, об отмене аукционов на предоставление в аренду земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в сельских населенных пунктах с численностью до 1000 человек, о передаче РФ республике полномочий по переводу земель лесного фонда в земли сельхозназначения.

В заключение хочу отметить, что исполнение данных законов поставит республику на качественна новый уровень земельных отношений, но при этом основные направления государственной политики в области земельных отношений еще требуют дальнейшего совершенствования и развития в соответствии с требованиями социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации в целом.

 

Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 АУ Редакция газеты «Олекма» Хостинг от uCoz Design created by ATHEMES