Главная » 2009 » Февраль » 27 » Дешевые билеты достанутся тем, кому они

Дешевые билеты достанутся тем, кому они

2009-02-27 в 12:48 PM просмотров: 1040 комментариев: 1

Виталий АНДРИАНОВ, Наше ВРЕМЯ.

Благая весть о дешевых авиабилетах до Москвы все больше будоражит умы жителей Дальневосточного округа, а, значит, и якутян. Год назад Игорь Левитин пообещал билеты не дороже 15 тысяч рублей, но воспринято это было с осторожным недоверием, которое усугублялось летними запредельными ценами, а к концу года помножилось на кризис. Но в январе благая весть прозвучала вновь, уже в виде конкретных предложений Владимиру Путину, начала обрастать цифрами и выкладками, и уже даже появился срок - с 15 мая появится возможность слетать по льготному тарифу. Однако при ближайшем рассмотрении этих выкладок возникает подозрение, что северян просто водят за нос.

Напомним, если год назад из слов Игоря Левитина можно было сделать вывод, что все билеты на авиарейсы из городов Дальневосточного округа в Москву будут не дороже 12-14 тысяч рублей, то в январе уже обозначилась формула “только летом и не всем”. В прошлый четверг Дмитрий Медведев во время поездки в Читу сообщил, что дешевые авиабилеты для дальневосточников и якутян в Москву, Санкт-Петербург и Сочи будут доступны с 15 мая по 15 сентября, в период летних каникул и отпусков. И доступны такие билеты будут только для граждан в возрасте от 12 до 23 лет, то есть школьникам и студентам, и людям старше 60 лет, пенсионерам. Федеральный бюджет будет дотировать до 50% цены авиабилета, в зависимости от базового тарифа авиакомпании.

Однако и здесь присутствует недосказанность. Владимир Путин уже обозначил объемы дотаций авиаперевозок на 2008 год - 2,5 млрд рублей, и больше они вряд ли станут. В то же время, министерство транспорта рассчитало, что на весь Дальний Восток, включая Якутию, будет профинансировано только порядка 120 тысяч льготных авиабилетов. Для сравнения - авиакомпанией “Якутия” в 2008 году было перевезено 1 млн 110 тысяч пассажиров, и доля рейсов в Москву и Санкт-Петербург в этой цифре достаточно велика. А во время отчета правительства в Жатае, которое состоялось в начале февраля, зампред правительства Анатолий Скрыбыкин заявил, что «за льготными билетами будет очередь», на всех желающих не хватит, но правительство постарается, чтобы льготные билеты не достались «коммерсантам и олигархам». А где есть очереди и списки, распределение «счастливых билетов» по неким, неясным пока критериям, всегда есть определенная почва для злоупотреблений.

До введения в действие льготных тарифов осталось чуть больше двух месяцев, а ясности не прибавляется. Тендер на получение дотаций для авиакомпаний должен пройти в феврале, тогда же станет ясно, кто, по какой цене и сколько билетов получит. Как сообщили корреспонденту «НВ» в авиакомпании «Якутия», всю документацию наш единственный магистральный перевозчик отправил, и ждет результатов со дня на день.

Примечательно, что все последние годы правительство упорно шло по пути монетизации льгот. Последний болезненный пример - монетизация льгот по услугам ЖКХ. И тут же, как в «старые, добрые» советские времена, вводит новую 50%-ную льготу на авиабилеты. Довольно странен и выбор получателей льготы - школьники, студенты и пенсионеры. Рядовому пенсионеру за ЖКХ бы расплатиться, а не в Москву или Сочи лететь. Студенты, которые учатся в Москве и Петербурге, как правило не из бедных семей, к тому же проезд на учебу им дотирует Департамент по подготовке кадров. Школьников, которых родители в одиночку отправляют к родственникам - по пальцам пересчитать. А вот как раз родители, люди среднего возраста, которые хотят вывезти своих малолетних детей на море или Кремль посмотреть, никаких льгот не получат. При том, что врачи советуют возить наших северных детей на море каждый год. А если льгота предназначена не для тех, кем она больше может быть востребована, то для чего она нужна?

На наш взгляд, возможной причиной введения правительством страны этой «странной» сезонной льготы сегодня - намерение в перспективе полностью отменить уже сейчас с оговорками работающее обязательство предоставления бесплатного проезда северянам раз в два года. И ввести вместо нее условно-доступную льготу - частично дотируемый авиабилет, - которая распространяется не на всех и распределяется по каким-то спискам, а затем вообще снять с бюджета ответственность за бесплатный проезд. Действительно справедливым шагом было бы монетизировать эту северную льготу для всех без исключения жителей региона.

Что еще интересно, льгота, по которой цена билета не превысит 15 тысяч рублей, будет действовать с 15 мая, а прямо сейчас в Якутске можно приобрести билет до Москвы на конец мая за 15-16 тысяч рублей. В мае билет, по летним тарифам, наверняка, уже будет стоить тысяч 20-25. А авиакомпании будут получать дотации на льготу по факту приобретения пассажиром билета, или уже сейчас в полном рассчитанном объеме? Это будет дотация частных авиакомпаний из бюджета, или социальная забота? В общем, вопросов, как это всегда бывает при любом нововведении, связанном с распределением крупных сумм бюджетных денег, больше чем ответов.

 

 

Фотографии по теме
Комментарии 1
1 гость   [Материал]
"Людям старше 60 лет,пенсионерам".Можно понять и пенсионерам,кому 50лет и 55. А если людям старше 60 лет,то зачем писать "пенсионерам",они и так пенсионеры. Что то непонятка.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 АУ Редакция газеты «Олекма» Хостинг от uCoz Design created by ATHEMES