Главная » 2009 » Июль » 2 » Якутский Новый год

Якутский Новый год

2009-07-02 в 5:30 PM просмотров: 825 комментариев: 0

"Мы едины в стремлении развивать не только физическую культуру и спорт, но и нравственную и духовную составляющую жизни якутян".

Президент Республики Саха (Якутия) В.А.Штыров.

Ысыах - часть духовной культуры народа саха. Почему его проводят в июне? Потому что кончилась долгая суровая зима, ожила природа, крупный рогатый скот перегоняют на сайылыки. Много молока, кумыса и других молочных продуктов. Но впереди - покос, подготовка к зиме.

Каким будет лето? Даст ли хороший травостой, принесет ли дары природы? Хочется, чтобы оно было урожайным, от этого зависит зимовка скота, а значит жизнь якутов. Вот и устраивали ысыах - поклонение богам, от воли которых зависела жизнь народа.

Ысыах (кропить). К нему готовились весь год: женщины шили красивую одежду, мужчины-мастера изготавливали чороны, кытыйа, чабычахи, делали туески, изготавливали кожаную посуду. Определенное значение имели ложки-кропила, ковши с резными ручками, кумысомешалки. Кузнецы изготавливали серебряные украшения, пояса и другие изделия.

На ысыахе проводились различные состязания, в том числе, конные скачки. Эти состязания были связаны с условиями жизни и быта якутов. Сила, ловкость, меткость стрельбы из лука, метание копья, а также выносливость и скорость лошади спасали от врага. Ведь XVIII век в истории Якутии известен как "кыргыыс уйэтэ", т.е. век междуусобных войн между племенами.

Да и в самой жизни охотника и скотовода, оленевода требовались определенные навыки. Все это, вместе взятое, сегодня воплощают национальные виды спорта. В эти дни в Вилюйске проходят Игры Манчаары, где принимает участие команда из нашего района.

Важнейшей частью ысыаха являлось состязание олонхосутов. Олонхо занимает особое место в духовной культуре народа саха. Из него можно многое почерпнуть о материальной культуре, о религии, истории народа. Олонхо - особый музыкально-поэтический жанр - получило статус шедевра мировой нематериальной культуры.

В истории и культуре народов Якутии оставили свой след и наши земляки. Так, в Усть-Алданском районе есть музей "Силачи Якутии", где одна экспозиция посвящена нашему земляку Михаилу Корнилову из села Абага. Впоследствии, в период сталинских репрессий, он с товарищем совершил побег из Соловецкого монастыря в Финляндию, где стал крупным коммерсантом. А среди олонхосутов первым известным сказителем из Олекминского района был народный певец Шараборин - Кумаров Михаил Терентьевич, который родился в 1866 году в 1 Нерюктяйинском наслеге. Как народный певец зарегистрирован в 1940 г. Прокопьев Николай Данилович. К сожалению, его биографических данных нет, но как олонхосут официально отмечен в 1935 г. Всем известно имя нашего земляка-олонхосута Соловьева Афанасия Егоровича из села 1 Нерюктяй. Как народный сказитель известен с 1974 г. Победитель республиканского конкурса в Сунтарском районе. Эти данные мне предоставил Сергей Ефимович Васильев (ЯГУ). Он - руководитель научно-технического обеспечения по созданию проекта "Олонхо - шедевр мировой нематериальной культуры". По данному проекту он продолжает работать, и я сотрудничаю с ним.

Предоставленные им материалы основаны на базе данных информационной системы "Олонхо" по состоянию на 1 августа 2007 г. и анкеты олонхосутов, хранящейся в архиве Якутского научного центра (фонд 5, оп.3, ед.хр.855). Хочу привести небольшое дополнение об истории изучения якутского фольклора.

В нашем городе отбывал ссылку декабрист Н.А.Чижов, который под впечатлением одного из сказаний о трагической судьбе якутской девушки написал поэму "Воздушная дева". Эта поэма была опубликована в журнале "Восточное обозрение".

В заключение хотелось бы обратиться к читателям: возможно у кого-то есть дополнения или какие-либо сведения об олонхосутах, то поделиться ими.

Т.ЛАРИОНОВА.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 АУ Редакция газеты «Олекма» Хостинг от uCoz Design created by ATHEMES