Главная » 2020 » Июль » 17 » Главная миссия храма - духовное возрождение олекминчан

Главная миссия храма - духовное возрождение олекминчан

2020-07-17 в 11:17 AM просмотров: 110 комментариев: 0 Новости Олекмы
Плывет над городом с рассвета Знакомый колокольный звон А сквозь березовые ветки - Свет золоченых куполов. Петр Бернов. Вот и пришла прекрасная летняя пора на олёкминскую землю. Каждый день с небес льётся благодатный поток света и тепла. Пережив время ограничений, связанных с мировой инфекцией, олёкминчане гуляют по набережной реки Лены и с высокой дамбы наблюдают за блеском золотых куполов Спасского собора. Богатый на юбилеи 2020 год заставил каждого задуматься о том, что есть главное в нашей жизни, что нужно беречь в первую очередь. Мы отказались от больших праздников и встреч с дорогими гостями, но… мы продолжаем жить и радоваться каждому дню. И каждый день Спасский собор открывает свои двери страждущим и каждого прихожанина с любовью и трепетом встречает иерей Михаил. В 21 веке не говорят о чудесах, но, глядя на райский уголок в центре небольшого городка, так и хочется воскликнуть – это чудо, что у нас есть свой собор! В этом году Спасскому православному собору исполняется 145 лет! Как же возникло это чудо на нашей земле? Начало строительства храма В начале XVIII века в Олёкминском остроге возвели первый храм в честь Преображения Господня, а в 1787 году поставили деревянную двухэтажную Спасскую церковь с отдельно стоящей колокольней. В 1822-м Олёкминск получил статус города и стал центром одноимённого округа. В честь этого события и началось строительство нового храма. Каменный двухэтажный храм с двумя престолами (по одному на каждом этаже) с колокольней был заложен в 1865 году. Своим рождением он обязан меценату — купцу Степану Идельгину и нескольким поколениям жителей города, пожертвовавшим свои средства на возведение храма. Храм имел значительный фундамент, глубина кладки составляла более трех метров при двухметровой ширине. Он имел колокольню и был выстроен в виде корабля. Вместо традиционных главок с барабанами, все восьмерики – и над самим храмом, и над пятигранным алтарём – имели шатровое завершение. В общей композиции доминировала четырёхъярусная колокольня, также увенчанная шатром. Центральную часть украшали два яруса окон: прямоугольные на первом этаже и арочные меньшей высоты - на втором, каждое обрамлял наличник. Наиболее декорированными были килевидные наличники верхних ярусов колокольни. По всему периметру здания проходила широкая галерея, которая образовывала своеобразный антресольный этаж, напоминающий широкий балкон. Иконостасы нижнего и верхнего престолов имели единое композиционно-декоративное решение в стиле барокко. Трапезную не стали отделять от молельной части (как в других якутских храмах подобной архитектуры), благодаря чему была достигнута максимальная цельность внутреннего пространства. Убранство интерьера отличалось особым великолепием. Огромное пространство собора имело в длину почти 18 метров, в ширину почти 11 метров. Столбы и балясины были выполнены из дерева. Иконостасы нижнего и верхнего престолов составлены в единой композиции. Духовный центр Олекминска Конечно, наши предки были достойными прихожанами собора. В 1808 г. им было выделено 33 десятины земли под покосы. Собственных домов у членов причта не было. Причт проживал в домах наследников А. Поповой и пожертвованных С. Идельгиным. В пользовании собора находился двор с домом и другими постройками, пожертвованный Иркутским мещанином Колмыгиным. По штатному расписанию причт собора состоял из протоиерея, священника, диакона и псаломщика, обеспеченных государственным жалованием и ружным содержанием. Это был местный источник финансирования сибирского духовенства, введённый дополнительно к централизованному, поскольку жалование от Синода доставлялось нерегулярно. Ругу выплачивали раз в год, обычно мукой, но в Якутии – деньгами. За это священники обязывались совершать требы бесплатно и обучать грамоте местных жителей. С сентября 1902 г. при соборе была открыта двухклассная церковно-приходская школа, размещавшаяся (1 класс) в одном из домов, пожертвованных причту С. Идельгиным и (2 класс) в арендованном доме И.А. Габышевой. В Олекминском соборе действовало два прихода с прихожанами, которых в 1911 г. было 4842 человека, проживавшие – по первому приходу в г. Олекминске, на нижней станции р. Лены, а также в Мальжегарском и Кятчинском наслегах – 2799 прихожан; по второму приходу – крестьяне Амгинской и Олекминской деревень и Мальжегарского наслега – 2043 прихожанина. Храм был освящен епископом Якутским и Вилюйским Дионисием (Хитровым) в 1870 году, назван во имя Спаса Нерукотворного Образа. В 1883 году церковь была переименована в Олекминский Спасский собор. Церковь стала украшением и духовным центром Олёкминска. При нём имелась библиотека с книгами церковно-нравственного содержания. А с сентября 1902 года действовала двухклассная церковно-приходская школа. В ограде храма находилось кладбище. Колокола шли на переплавку 23 января 1918 года был опубликован Декрет советского правительства об отделении церкви от государства и школы от церкви, получивший название Закона о свободе и совести. Он декларировал принципы невмешательства государства во внутренние дела церкви и невмешательства церкви в управление государством. Принцип отделения церкви от государства и школы от церкви был закреплен Конституцией РСФСР 1918 года. В 1930 году в стране началось массовое снятие колоколов из храмов и передача их в Фонд индустриализации. Постепенно многие церкви стали закрываться, другие бездействовали. В годы советской власти в соборе устроили сначала общественный клуб, а затем дом культуры. Купола и кресты были сняты. В 1997 году, когда в здании Спасского собора был быткомбинат, случился пожар. В огне погибли все деревянные конструкции, в том числе уникальный антресольный этаж и уникальный потолок, символизирующий небо. Лишь в 2003-м году районные и городские власти решили передать Олёкминский собор Якутской епархии, и началось его возрождение. С апреля 2004 года, по благословению архиепископа Якутского и Ленского Германа, епархия приступила к его реконструкции, начались восстановительные работы. Инвестором выступило ОАО «Алмазы Анабара», возглавляемое М. Н. Евсеевым. Активно помогал ЛОРП и его генеральный директор Е. Л. Чистяков. На все воля Божия Геннадий Афанасьевич Карбушев, прораб епархиального строительного комитета, направленный из Якутска в Олёкминск для организации строительных работ, рассказывает: «Всё у нас, по Промыслу Божию, ладилось. Препятствий не было практически никаких, ведь работы начались по ходатайству администрации города, строительство вошло в программу празднования 370-летнего юбилея города, осуществлялось под патронажем президента. Но, главное, была воля Божия. Об этом возносили молитвы по всей республике, в Якутске, но особенно, конечно, в самом Олёкминске. Настоятель собора иерей Алексей Овсеенко непрестанно молился и за производство работ, и за здоровье строителей». Выяснилось, что у жителей Олекминска сохранились 8 икон Спасского собора. Пять из них находились на реставрации в мастерских Эрмитажа. Они написаны маслом на холсте более 150 лет назад в стиле «барокко». Это, по мнению специалистов, говорит о том, что писались они не в Сибири, а, скорее всего, в Москве или Санкт-Петербурге на заказ. Был отреставрирован не только собор, но и чудом сохранившиеся старинные иконы, ранее находившиеся в Спасском соборе: храмовый образ Спасителя, Казанская икона Пресвятой Богородицы, икона святителя Иннокентия Иркутского. Старинные образа восстановил известный художник из Санкт-Петербурга А. С. Черепанов. На звоннице храма установлены девять колоколов, самый большой из них весит 650 килограммов. Величие России возродится через веру 20 августа 2005 года ныне покойный епископ Якутский и Ленский Зосима (Давыдов) совершил чин великого освящения Олёкминского Спасского собора. С этого дня Спасский собор стал самым большим действующим храмом в Якутии. Возродился прежний православный дух, активизировалась жизнь общины. Приход удвоился, начала работать воскресная школа, значительно пополнилась библиотека. Спасский собор – архитектурная жемчужина древнего Олёкминска, но главная его миссия не в этом, а в духовном возрождении олекминчан. Владыка Зосима в своём приветственном слове к гостям сказал: «Этот храм – храм-памятник, потому что благодаря усердию реставраторов его украшают древние иконы. Глядя на них, мы можем ощутить благолепие былого Спасского собора, в который ходили наши предки. Они молились возле этих икон, и теперь, находясь в восстановленном соборе, мы можем заглянуть в глаза своих бабушек и дедушек, которые тоже смотрели на лики святых, изображённых на этих иконах». За ревностные труды по восстановлению храмов Якутии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II епископ Якутский и Ленский Зосима торжественно вручил президенту Якутии Вячеславу Анатольевичу Штырову орден Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского 2-й степени. От верующих Президенту была преподнесена икона Святой Троицы и памятный альбом с фотографиями храма. Генеральный директор ОАО «Алмазы Анабара» Матвей Евсеев был удостоен ордена Святого Благоверного князя Даниила Московского 3-й степени. Преосвященный владыка Зосима также вручил ему образ Спасителя. Матвей Николаевич проникновенно сказал: «Когда мы стояли на руинах собора, и президент республики произнёс: «Надо восстановить собор», для нас его слова были как благословение Божие… Величие России возродится только через веру в Бога!». Подготовлено по материалам сайта Якутской и Ленской епархии «Музей истории православия в Якутии», Православного информационного агентства «Русская линия», информационно-аналитического портала Соборы.ру, портала SakhaNews, статей Александра Качалина, Марины Гориновой, исследовательского проекта сестёр Тани и Насти Портнягиных.
Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 АУ Редакция газеты «Олекма» Хостинг от uCoz Design created by ATHEMES