Главная » 2019 » Август » 9 » Ю.Л. Васильев: О времени и людях, когда под крылом самолета было зеленое море тайги

Ю.Л. Васильев: О времени и людях, когда под крылом самолета было зеленое море тайги

2019-08-09 в 8:58 AM просмотров: 53 комментариев: 0 Общество

Летом этого года авиационной охране лесов Якутии исполнилось 75 лет. Наш корреспондент встретился с почетным жителем Олекминского района, ветераном лесной авиации Ю.Л. Васильевым.

­ Юрий Львович, в Олекминском районе, пожалуй, нет человека, который лучше вас знает состояние охраны лесов. Вы известны как активный защитник и знаток олекминской природы, и кому, как не Вам, рассказать об истории лесной авиации Олекмы.

­ Да, действительно, я работал летчиком­наблюдателем Олекминского отделения авиационной охраны лесов в течение 25 лет. Немало за это время испытал, видел и знаю. Многих моих товарищей нет в живых, о них помним мы – те, кто вместе работал, их близкие родственники, да и олекминчане старшего поколения. А молодежь о них не знает, они даже не слышали, что такое лесная авиация.

Охрана лесов нашей республики с воздуха была основана в 1944 году, когда шла Великая Отечественная война. Лес ­ это национальное богатство государства, и советское руководство смотрело далеко вперед, оберегая свое достояние с помощью авиации, даже в условиях страшной войны. Была образована Якутская база авиационной охраны лесов, которая состояла из двух отделений: Якутского и Олекминского. Регулярные полеты производились на самолетах ПО­2, Як­12. Это только потом в небе над якутской тайгой появились «антошки» ­ АН­2. Самолеты летали из Якутска вдоль реки Лена на юго­запад до Витима и на северо­восток до Сангар. На борту был командир самолета, рядом летчик­наблюдатель и, в зависимости от загруженности топливом, один или два парашютиста. В исключительных случаях, когда пожар угрожал населенному пункту, линии электропередач или другим важным объектам, парашютисты прыгали вниз, но не для того, чтоб тушить пожар, а мобилизовать население и технику на борьбу с огнем. Да, тогда люди не боялись огненной стихии, всем миром вставали на защиту леса. Это сейчас нельзя допускать людей на тушение лесного пожара. Не дай бог что случится. Инструкция – строгая бумага такая, не позволяет брать ответственность на себя. А лес кругом горит…

Если же обстановка была более спокойная, то летнаб выбрасывал людям внизу вымпел ­ красную ленту с двумя кармашками, где были песок в качестве груза и записка о том, что и где горит, как тушить лесной пожар. А потом, уже в 50­х годах, были созданы полноценные отделения лесной авиации со штатными парашютистами для тушения лесного пожара. Они могли приземлиться недалеко от очага возгорания и с ходу начать борьбу с огнем. В конце 60­х годов появились и десантники, которые опускались с вертолета на тросах на место лесного пожара.

Первым летчиком­наблюдателем в Олекминском отделении лесной авиации был Кряжев Петр Сергеевич. Он входил в первую десятку лучших летнабов Якутии. Боевой человек со славной трудовой биографией, достойный того, чтобы его именем была названа одна из улиц Олекминска.

Летчик­наблюдатель ­ профессия непростая. Для того, чтобы им стать, надо было обладать недюжинным физическим здоровьем, как у космонавта, быстротой реакции, как у футбольного вратаря, способностью быстро принимать самостоятельные решения, брать ответственность на себя, как у врача­хирурга. Часто возникали такие ситуации, когда только ты и только сейчас можешь принять единственно правильное решение, от которого зависит жизнь и судьба многих людей. Помимо того, что летнаб входил в состав экипажа воздушного судна, он фактически руководил полетом, давал указания пилоту, куда и на какой высоте лететь, первым заметив дым, визуально определял характеристику лесного пожара, заносил его координаты на карту, выяснял угрозу населенным пунктам, надо ли вызывать парашютистов или ограничиться выброской вымпела, давал свои рекомендации, каким способом лучше тушить замеченный пожар и передавал радиограмму об этом диспетчеру. Не прямым текстом, а специальным кодом. Информация­то была секретная. Все находилось под бдительным оком КГБ. Надо было выходить в эфир шифрами и условными кодами. Например, Олекминск называли словом «Гужевой», вместо слова пожар говорили «береза». Радиосвязь была плохая, аппараты несовершенные, слышимость ужасная, в наушниках стоял шум и треск. Иногда приходились прибегать к прямому тексту, за что получали наказание, вплоть до выговора. Летнабы, как правило, были дипломированными специалистами лесного хозяйства с высшим или средне­специальным образованием, заканчивали курсы повышения квалификации.

В 70­е годы Олекминский лесхоз контролировал просторы тайги на 14 миллионах гектарах. Площади много, а людей, чтобы лес охранять, мало. Поэтому в Олекме было создано два маршрута по охране лесов: северный и южный. В те годы на территории Олекминского района начали работать две экспедиции ­ Чаро­Токкинская и Сангарская. Народу в лесу прибавилось, пожаров стало больше. Тогда были созданы уже 4 отделения лесной авиации в Олекминском районе: Олекминское, Саныяхтахское, Чапаевское и Торгинское. В каждом отделении базировался самолет или вертолет, даже два летательных аппарата вместе. В режиме постоянного дежурства на местах находились пилоты и десантники АПС (авиационная пожарная служба). Это, примерно, как ДПС (дорожная патрульная служба) сегодня. Общая численность бойцов АПС доходила до 100 человек. По обстановке внутри Якутской базы совершались маневры, нас могли отправить в командировку, и мы работали на тушении лесных пожаров по всей Якутии, помогая другим районам, по всему Союзу ССР, тушили лесные пожары в Приморье, Тюмени, Красноярске и т.д.

Тогда, в 70­е годы, были страшные и неуправляемые лесные пожары. Доходило до того, что фиксировали до 10 пожаров в день. Мы смогли спасти людей в поселке Заречный, но леса сгорело много. Вместо зеленой тайги образовались огромные поля рыжей гари. Черной сажей покрылись наледи на речках, которыми были богаты наши места. Здесь от зноя и гнуса находили спасение лоси и олени, вся лесная живность. Теперь они стали таять, и за два­три года полностью растаяли, изменился уровень грунтовых вод, засохли сосняки, и лес стал еще более «съедобным» для огня.

На тушении лесных пожаров бывало всякое, случались и трагедии. Погибали наши люди, боевые десантники и парашютисты. Так, на тренировке в Якутске разбился Владимир Искандяров, на Чаре, прыгая с парашютом на тушение лесного пожара, разбился Ислам Хисматуллин ­ не раскрылся запасной парашют. В 1972 году горел лес в Подмосковье. Там при проведении взрывных работ погиб Иван Белоусов. В Торго на тушении пожара задохнулись люди. Но об этом никто не должен был знать. Всё было засекречено. По­хорошему надо бы сохранить их имена, ведь они, как и погибшие милиционеры, память о которых остается на камне, находились на страже государства и выполняли свой профессиональный долг.

Каждодневные налеты часов изматывали нас, иногда мы в летний зной находились в воздухе 10­12 часов! Не всякий человек такие нагрузки способен вынести. Всю свою жизнь посвятили лесной авиации летнабы Царик Николай Сергеевич, Маленков Александр Николаевич. Долгое время летчиками­наблюдателями проработали Музафаров Зинур Мустафьевич, Антонов Александр Петрович, Новопашин Леонгарт Иванович в Олекминске, Косов Владимир Борисович в Саныяхтахе, Квасов Василий Иванович в Чапаево. Они оставили свой добрый след в истории лесной авиации Олекмы. Дело отцов теперь успешно продолжают сыновья Владимир Владимирович Косов и Андрей Васильевич Квасов.

Много олекминских ребят прошли службу в АПС, настоящую школу мужественных людей. Среди них особо выделялись опытные инструкторы команды десантников Ларин Владимир Михайлович, Решетников Александр Борисович, Анапов Александр Робертович, Завьялов Геннадий Афанасьевич, Плотников Михаил Григорьевич, Мордвинов Валерий Иванович, Фридрих Александр Николаевич, Смирнов Вениамин Зиновьевич, сложились династии из братьев Георгия и Геннадия Багаевых, Михаила и Геннадия Пшенниковых. Это были физически сильные люди, способные в одиночку решать поставленные задачи.

Хотелось бы упомянуть всех, но, к сожалению, это невозможно в рамках газетной полосы. Я назвал только тех, кого вспомнил. А в лесной авиации работало много специалистов, диспетчеров на вышках, мужчин и женщин обслуживающего персонала. Мы должны знать о людях, которые стояли на страже леса от огня, каждодневно борясь с лесными пожарами с воздуха. Они внесли свою достойную лепту в становление и развитие лесной авиации Якутии.

 

Записал Валерий МАЛЫШЕВ.

Фото из архива Ю.Л. Васильева.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 АУ Редакция газеты «Олекма» Хостинг от uCoz Design created by ATHEMES