Главная » 2017 » Июль » 18 » Любовь к профессии возрастает по геометрической прогрессии

Любовь к профессии возрастает по геометрической прогрессии

2017-07-18 в 9:13 AM просмотров: 144 комментариев: 0 Общество

Василий Ильич Лазарев - учитель математики и информатики Солянской школы и вместе с тем неординарная личность. Осенью 2016 года он победил в республиканском конкурсе «Учитель года», а сейчас вовсю готовится к Всероссийскому. Как ученица Василия Ильича я запомнила его юмор, терпение и нестандартный творческий подход к преподаванию.

- Какие впечатления у Вас от республиканского конкурса «Учитель года»? Что дал Вам этот опыт?
- Региональный этап конкурса «Учитель года» разделил мою, если не всю, то профессиональную точно, жизнь на «до» и «после». Впечатлений масса, и чем больше времени проходит, тем больше сожалений о том, что можно было бы сделать по-другому, лучше. Вот бы пройти такое интенсивное повышение квалификации дважды. Первый раз для профессионального обогащения, второй - для результата. Вот бы проходить его со всеми коллегами по школе, с коллегами в районе. Быть на одной волне, иметь единый, современный темп, взгляд на образование. 
Опыт участия в конкурсе дал, казалось бы, колоссальный толчок, большой личный сдвиг в моей профессиональной деятельности, но с течением времени понимаю, что, наоборот, он дал осознать и ощутить то бесконечное пространство, которое нужно исследовать. Заставил часто оборачиваться и понять, что мой педагогический опыт ничтожно мал, словно хвост крошечной кометы в неизведанной темной материи. Самым важным результатом участия и в муниципальном этапе конкурса «Учитель года», и на региональном, и в методическом турнире учительских команд, является тот факт, что любовь к профессии возрастает по геометрической прогрессии. Я считаю, что именно любящий свою профессию учитель может фанатично и прогрессивно развивать детей.
- Что представляет собой российский «Учитель года»? Как проходит Ваша подготовка к нему?
- Всероссийский этап конкурса «Учитель года» - это престижнейшая площадка развития педагогических работников нашей страны. В этом году, как и в прошлом, будут участвовать представители всех 85-ти субъектов РФ. В июне на установочном семинаре в Москве мы уже прошли первый очный этап, где конкурсантам давалось 4 часа на написание эссе, тема которой определялась за секунду до начала. В конце сентября нас ожидают этапы «методический семинар» и «урок», а 15 участников из 85-ти по итогам трех очных и заочного этапа «сайт» будут выступать с мастер-классом. Пятеро победителей сойдутся за «круглым столом образовательных политиков», так называется заключительный этап конкурса, после чего, в День учителя будет объявлен абсолютный победитель. 
Подготовка к конкурсу – есть сама работа в школе. Именно работа в школе дает то, с чем буду выступать на методическом семинаре, именно она дает возможность подготовить настоящий урок. Мероприятия по подготовке помогают навести порядок в голове, сложить какие-то ступеньки в пространстве неопределенности. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, кто мне помогает.  
- Солидарны ли Вы с утверждением, что современное образование не дает знания, оно учит, где найти их и как применить?
- Современное образование, скорее, развивает. Оно нацелено на развитие личности ребенка, личности, которая будет способна управлять своим поведением. Умение учиться является результатом второстепенным, на третий план отошли предметные знания (формула дискриминанта и т.п.). 
- Вы согласны с той системой оценивания знания, которую предлагает ЕГЭ?
- Если говорить о системе оценки знаний, то да, я согласен. ЕГЭ, действительно, качественно проверяет, насколько хорошо ребенок знает, например, теоремы в геометрии, и позволяет проверить владение этими теоремами. Ведь, если я знаю наименование таблеток, то это не значит, что я знаю при каких симптомах их принимать.
- Какова роль информационных технологий в образовательном процессе?
- Современные информационные технологии позволяют моделировать и детально интерпретировать мысли учителя или ребенка на более качественном уровне. Другими словами, они создают пространство встречи учителя и ребенка, минимизируя риски недопонимания между ними. Особенно в моей педагогической концепции, которая живет идеей «осязать» математику, информационные технологии играют значительную роль.
- Оптимальное количество учеников на уроке?
- На мой взгляд, 12-16, так как удобно работать в группах (2-3-4 группы).
- Есть ли люди от природы не способные к математике или информатике?
- Насколько мне известно, нет. Например, математическая компетенция у ребенка формируется к 4-м годам. То есть умение моделировать, планировать, проектировать формируется тогда, когда ребенок, увидев бабочку, представит, спланирует, подумает: легче снять кепку и попробовать поймать ее, или сходить за сачком в сарай, а может голыми руками попробовать? Так что, думаю, многое зависит от воспитания родителей, от ситуаций в детском саду, от фанатичности учителей, в более широком смысле этого слова.
- Как, на Ваш взгляд, необходимо преподавать математику детям с гуманитарным складом ума?
- Вообще, одно из современных определений математики – это язык. Действительно, это язык, на котором говорят остальные науки. Проблема детей с гуманитарным складом ума, как я считаю, лишь в том, что они, например, в стихах находят свое, интерпретируют по-своему, придают собственный смысл. Сколько читающих – столько и мнений, смыслов. Представьте, каково это, пытаться придать другой смысл формулировке теоремы Пифагора… Не получится, так как это идеальный текст, идеальный в смысле структуры, «без метафоричности». Здесь важно дать понять, что математика такая наука, которая не придумывалась, а открывалась, она есть, она рядом. 
- Какие задачи Вы ставите перед собой как учителем?
- Быть готовым к импровизации.
- Постоянно учиться.
- Не лишать детей наслаждения думать и моделировать, то есть не давать готовые решения на поставленные задачи.

Наталья Уфимцева.
Фото из архива В.И. Лазарева.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 АУ Редакция газеты «Олекма» Хостинг от uCoz Design created by ATHEMES