Главная » 2020 » Январь » 14 » Многообразие олекминского осуохая

Многообразие олекминского осуохая

2020-01-14 в 9:34 AM просмотров: 36 комментариев: 0 Общество

Собирая и изучая фондовые материалы по олекминскому осуохаю с 2007 года, я выявила, что до наших времен дошли более пяти видов осуохая. Исторически олекминчане, особенно старожилы, осуохай называют эhиэкэй.
Вокальный осуохай
(женский) исполняется, когда едут на сенокос, на утреннюю и вечернюю дойку для задора и снятия усталости, ведь не секрет, что наши женщины, после вечерней дойки на ферме приходят домой, и начинается для них как-бы вторая смена. Накормить детей, подготовить мужчин на сенокос, подоить своих коров. Содержание пения: «Ээ – Эhиэкай! Оо – Оhуокай!», других слов нет. Садятся на телеги и поют размеренно в такт качания телеги.
Зазывалы на осуохай. В Кыллахе я слышала только мужской, но носители в селах Кяччи и Абага утверждают, что соревнуются и женщины. Содержание пения то же: «Ээ – Эhиэкай! Оо – Оhуокай!», зато здесь можно услышать, как парень заигрывает с девушкой, а девушка отвечает звонко и кокетливо, или кто-то радуется яркой погоде, теплому солнцу. Исполнители громко поют то на высоких, то на низких тонах, соревнуясь, кто кого перепоет. Богатство интонаций, голосов игривых, насмешливых, горделивых превращает осуохай в многоголосное, неповторимое исполнение песни жизни.
Танцевальный осуохай (кыталык үҥкүүтэ). Люди становятся в круг, берут друг друга под руки, сплетая пальцы, обязательно тесно прижавшись, друг к другу локтями. Начинают медленный ход с левой ноги по ходу солнца. Левая нога делает выпад вперед (раз), правая нога делает шаг вперед и приставляется к левой ноге (два), правая нога делает шаг назад (три), левая нога полукругом делает шаг назад и приставляется к правой (четыре). Как такового солиста нет. Сначала затягивает запев один: «Ээ – Эhиэкай! Оо – Оhуокай!», ему вторит хором поддерживающая его группа, затем отвечает другой солист, которого также поддерживает, повторяя его слова хором, – другая группа. В ходе танца происходит как бы перекличка разными тональностями. 
Отличие олекминского осуохая от других состоит в том, что других слов, кроме «Ээ – Эhиэкай! Оо – Оhуокай!» в олекминском хороводе не исполняют. Тем не менее, варьируя голосом, настроением, эмоциональностью исполнения передается богатейшая гамма чувств, и все понимают, что хочет выразить солист. Девушка слышит слова, предназначенные только ей, вот она звонко отвечает, солидный мужчина приглашает к соперничеству односельчанина, озорная женщина подзадоривает своих подружек… В темпе танца ритм убыстряется, становится все более стремительным. Шаги превращаются в прыжки. И так продолжается очень долго. При этом люди ощущают как-бы парящий полет в танце, чувствуют огромный прилив положительной энергии, эмоциональный подъем. Еще одна отличительная черта олекминского осуохая: продолжительной частью танца является именно «полет», быстрая часть. Постепенно ритм танца замедляется, переходит в спокойный ритмичный шаг, хоровод заканчивается. Участники выходят из хоровода, чувствуя эмоциональную удовлетворенность, становятся добрее.
Самый древний вид олекминского осуохая чем-то напоминает монгольский победный танец (танец орла). Сейчас его практически не исполняют, но остались отдельные свидетели в селах Токко (Капралов Владимир Петрович – ветеран тыла, труда, Почетный гражданин района) и Абага (Семенова Августина Саввична – ветеран тыла, труда, учитель учителей), которые в свое время видели и исполняли этот вариант. Он исполняется так же в кругу, но ход идет против солнца (может этим объясняется, что женщинам до революции запрещалось танцевать эhиэкэй). 
Танцующие кладут вытянутые руки на плечи друг другу. На счет раз делают шаг влево, на счет два приставляют правую ногу к левой, на счет три и четыре – два раза приподнимаются на носочках, при этом руки находятся в положении препарасьон, двигаются, приподнимаясь и опускаясь вместе с плечами. Постепенно темп убыстряется, иногда передаются по кругу волнообразные движения, напоминающие движения крыльев птицы, готовящейся к полету. Как и в других видах олекминского осуохая, исполнители перекликаются только словами: «Ээ – Эhиэкай! Оо – Оhуокай!», передавая интонацию, характер, индивидуальность, которыми тот исполнил запевные слова. Примечательно, что запевалой может стать каждый участник хоровода, он чувствует огромную поддержку всех танцующих, когда слышит хоровое повторение своей интерпретации «Ээ – Эhиэкай! Оо – Оhуокай!», ощущает прилив положительной энергии. Никогда одинакового исполнения не бывает!
Промежуточный (между древним и танцевальным (ат үҥкүүтэ)). Танцующие кладут вытянутые руки на плечи друг другу. На счет раз делают прыжок левой ногой, на счет два правую ногу выбрасывают вперед и носком касаются земли. На счет три перепрыгивают правой ногой, на счет четыре выбрасывают левую ногу вперед и касаются пяткой земли и тоже танцуют по ходу солнца, при этом руки находятся в положении препарасьон, двигаются, приподнимаясь и опускаясь вместе с плечами. Этот танец танцевали до 1960-х годов, носителей в районе практически нет, но о нем рассказали Мария Иванова из Сунтар (ветеран тыла, труда и участница экспедиции М.Жорницкой в 1956 году) и Афанасьева Анна Семеновна, уроженка с.Атах-Урэх (Тэгэн) Олекминского района, приезжая к Чемпосовой Галине Николаевне во 2 Нерюктяйинск из Намского района.
Хардары-таары. Этот вид осуохая практиковался в советское время, когда собирается не очень много народу, например, только молодежь летним вечером после работы. Танцующие встают в два ряда, один ряд в затылок другому. Танцующие двигаются в рядах относительно друг друга: первый ряд влево, в это время второй ряд – вправо, затем наоборот. Такой танец обычно танцуют на сцене, во время концерта, и он не превращается в полет, а заканчивается на умеренном темпе. Иногда это служит разминкой, приглашением к основному виду танцевального осуохая. Удивительно еще и то, что в разных наслегах мотивы пения разные. 
В олекминском осуохае люди теснее прижаты друг к другу и могут танцевать очень долго, гораздо дольше, чем в других видах осуохая. При этом образуется мощная положительная энергия, которая заряжает и положительно действует на всех танцующих. В хороводе человек получает такую же нагрузку на мышцы, какую дают современные ритмические танцы. И наши предки знали, как правильно снять стресс, получить энергию от земли, солнца и быть здоровым. Осуохай - источник здоровья, бодрости, долголетия. 
А.Т. Романова, методист МБУ НКЦ «Гармония».

Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 АУ Редакция газеты «Олекма» Хостинг от uCoz Design created by ATHEMES