Главная » 2019 » Июнь » 14 » На пороге бережливой поликлиники

На пороге бережливой поликлиники

2019-06-14 в 11:13 AM просмотров: 50 комментариев: 0 Общество

Профессиональный праздник – прекрасный повод поговорить о какой-либо отрасли более подробно. Вот и сегодня, накануне Дня медика, мы разговариваем с главным врачом Олекминской больницы М.Н. БУРЦЕВОЙ о работе учреждения в современных условиях, о планах, задачах, трудностях. 
- Марфа Николаевна, не так давно мы услышали новый термин «бережливая поликлиника». Расскажите, пожалуйста, об этом более подробно.

- Проект «Бережливая медицина» - это ответ на послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию, в котором он поставил четкие задачи по внедрению механизмов мотивации персонала медицинских организаций к повышению качества их работы.
Сегодня данный проект внедряется по всей России. В Министерстве здравоохранения РС(Я) 1 апреля этого года издан приказ «Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», для реализации которого задействовали девять учреждений, куда вошла и Олекминская больница. 
«Бережливая медицина», в первую очередь, направлена на правильное перераспределение функциональных обязанностей сотрудников поликлиники, что будет способствовать сбережению времени и нервов как медицинских работников, так и пациентов.
С внедрением новой модели олекминчане заметят изменения, начиная с регистратуры. Сегодня человек, желающий записаться на прием к врачу, вынужден общаться с регистратором через маленькое окошко. То есть, он сразу же встречает закрытое пространство. В обязанности регистратора, помимо записи пациентов к врачам, входит прием вызовов по телефону и поиск карточек, которые зачастую вместо специально отведенного места оседают в разных кабинетах. Естественно, люди вынуждены ждать, когда регистратор ответит на звонки, найдет карточку и т.д. 
С внедрением новой модели регистратура станет «открытой». Вместо маленького окошечка появится стойка администратора, где можно будет записаться на прием к врачу. Администратор, владея актуальной информацией, не отвлекаясь на другие обязанности, поможет максимально сократить маршрутизацию, чтобы человек, нуждающийся в медицинской помощи, как можно скорее, попал к нужному специалисту. Обязанность по приему звонков ляжет на плечи диспетчера. За поиском и передвижением медицинских карт будет следить отдельный специалист, закрепленный за картохранилищем. 

Следующей немаловажной задачей проекта «Бережливая поликлиника» является сокращение затрат времени пациента на ожидание приема узких специалистов и результатов анализов. Для этого потребуется отделить общий прием от отделения профилактики, то есть медосмотр не должен вестись параллельно с приемом больных граждан. 
Также необходимо сократить время ожидания госпитализации. В прошлом году мы сделали первый шаг в этом направлении, расширив количество пациенто-дней за счет увеличения дневных коек от 3-х до 13, благодаря чему очередность заметно сократилась. 
Статистические данные за последние пять лет говорят о демографическом старении олекминчан. Другими словами, число пожилого населения увеличивается, а трудоспособного – уменьшается. Понимая, как трудно пожилым людям добираться из наслегов до районной больницы, мы периодически организуем выезд узких специалистов в села. На этой неделе эндокринолог, невропатолог, окулист, травматолог и педиатр вели прием населения в Чапаевском кусте. Не так давно окулист посетил села Юнкюр, Абагу, Нерюктяй. Такие выезды позволяют не допускать большого наплыва пациентов в поликлинике. 
- Планы, конечно, грандиозные. Когда же начнется перепланировка поликлиники, насколько я знаю, сюда же планируется перевести детскую консультацию?
- Ремонтные работы начнутся при наличии финансирования. Что касается переезда детской консультации в здание поликлиники, то мы решили оставить все на своих местах. Во-первых, переезд повлечет за собой очередные финансовые затраты, а у больницы на сегодня, мягко говоря, финансовые затруднения. Во-вторых, в детской консультации мы планируем открыть Центр охраны зрения для детей, так как в рамках национального проекта по оснащению детских поликлиник мы должны получить медицинское оборудование за счет федеральных средств. В прошлом году в рамках юбилейных мероприятий министр здравоохранения Е.А. Борисова преподнесла в качестве подарка нашей больнице сертификат на 5 млн. рублей. Эти средства мы запланировали на приобретение УЗИ-аппарата для детей и оснащения Центра охраны зрения. К сожалению, цифровое развитие пагубно сказывается на развитии детского зрения. Получив необходимое оборудование, мы сможем оказывать медицинскую помощь нашим детям на месте. 
В настоящее время мы ведем переговоры с республиканской офтальмологической клинической больницей, чтобы до открытия своего центра к нам приехали специалисты и провели аппаратное лечение астигматизма. В Олекминском районе насчитывается более 80 детей с таким диагнозом. 
Также ведем переговоры по поводу выезда хирургов-офтальмологов для проведения операций взрослому населению. В прошлом году таким образом прооперировали на базе хирургического отделения 63 пациентов. 
Планов, конечно, очень много, но все упирается в финансовые возможности.
- Возвращаясь к теме бережливой медицины, хотела уточнить, будут ли пересмотрены функциональные обязанности врачей и медсестер?
- Буквально на днях поступила жалоба о том, что врач на приеме не осмотрела пациента. В течение многих лет в обязанности врачей вменялись все новые и новые требования, связанные с переходом на обязательное медицинское страхование. К сожалению, приходится констатировать печальный факт: порой большую часть времени доктор вынужден уделять не пациенту, а работе на компьютере. Так как медсестра является правой рукой врача, естественно, часть обязанностей перейдет к ней. Если говорить о приеме участкового терапевта, то в идеале доктор должен большую часть времени проводить с пациентом, а медсестра – с его слов заполнять протокол осмотра. Пример тому - УЗИ-обследование, когда врач во время процедуры диктует медсестре результаты осмотра, а она, в свою очередь, оформляет протокол. 
Сегодня медсестры выписывают направления на анализы вручную. Мы стремимся к тому, чтобы направления на необходимые исследования автоматически шли через электронную историю болезни. В некоторых регионах это уже успешно реализуется. Там вы не увидите бумаг. Доктор изучает в компьютере историю болезни и видит, что вы были, к примеру, у невропатолога, который назначил определенное лечение, эндокринолог выписал вам другие препараты. Тогда терапевт выбирет оптимальные для вас лекарственные средства, с учетом предыдущих назначений. 
Сегодня внедряются новые возможности, связанные с электронным документооборотом. Например, если в районной больнице пациента лечили по СНИЛСу, то его история болезни должна отразиться в Медцентре. Трудно сказать, когда начнет работать единая система. Где-то компьютерная техника устаревшая, где-то слабый интернет, но мы не опускаем руки. 

Хотелось бы так же поделиться еще одним амбициозным планом. В этом году мы собираемся приобрести современные диагностические оборудования. Это УЗИ-аппарат экспертного класса и 16-срезовый компьютерный томограф, который позволит нашим докторам диагностировать различные заболевания, в том числе на ранних стадиях, что существенно облегчит дальнейшее лечение. 
Оборудование дорогостоящее. Чтобы его приобрести, мы решили воспользоваться услугами банка. Кредитование бюджетного учреждения банком – новая практика. В Якутии мы будем первыми, а в России – вторыми, кто осмелился пойти на такой шаг. Выплачивать кредит намерены из внебюджетных средств. Чтобы осилить условия банка, активно сотрудничаем с предприятиями и организациями по проведению медосмотров, проводим платную вакцинацию против клещевого энцефалита, открыли вторую точку аптечного пункта в Центре здоровья. Аптечный пункт работает до 21.00 ч. Готовим специалистов для круглосуточной работы аптечного пункта. Ассортимент пополнили парафармацевтической продукцией (бинты, вата, медицинские средства, не обладающие статусом лекарственного препарата) и оптикой. Ввели платный прием окулиста и невропатолога с 17.00 до 19.00 ч. в рабочие дни и в субботу. Также расширяем отпуск лекарственных средств в участковых больницах по наслегам. 
- А каких врачей еще можно пройти платно? Например, многим требуется пройти УЗИ, а очередь на это исследование приходится ждать долго.
- В скором времени мы ожидаем приезда акушера-гинеколога с сертификатом специалиста УЗИ. Когда доктор приступит к своим обязанностям, он существенно облегчит работу врача УЗИ. В данный момент мы не можем оказывать платные услуги тех специалистов, которые не успевают вести бесплатный прием из-за большого наплыва больных. 
Помимо этого, готовится к открытию аптечный пункт в здании районной администрации. При правильном подходе и слаженной работе банковский кредит должны погасить в течение пяти лет. 

В этом году мы расширили вид деятельности по гериатрической службе. Представители старшего поколения теперь имеют возможность получить медицинскую помощь на базе терапевтического отделения. Услуга очень востребована среди населения, поэтому мы намерены расширить данное направление, а также обучить медицинский персонал на специализированных курсах. 
Также получили лицензию на оказание стационарной и стационарозамещающей помощи онкологическим больным. С появлением компьютерного томографа в следующем году будем открывать Центр амбулаторной онкологической помощи (ЦОАП). 
Во время акции «Онкопоиск» сдали анализы более 2500 человек, из них по предварительным данным у 54 - положительный онкомаркер. Пациенты направлены на дообследование в целях раннего выявления онкозаболеваний.
В связи с тем, что в районе отмечается нестабильная ситуация по алкоголизму, наркомании и отмечаются факты токсикомании, в настоящее время совместно с администрацией района изыскиваем средства на ремонт здания, где планируем развернуть койки для оказания медицинской помощи наркологическим больным и в этом же здании открыть медицинский вытрезвитель. 
Также в связи с демографическим старением населения района на базе Нерюктяйинской больницы рассматриваем открытие паллиативного отделения для ухода за маломобильными, пожилыми, одиноко проживающими людьми, которым необходим сестринский уход. Таким образом, рассчитываем на то, что терапевтическое отделение будет иметь возможность оказывать медицинскую помощь трудоспособному населению. Ведь на сегодня очередность на поступление в стационарное лечение составляет от одного до полутора недель. 
- Не так давно интернет-издание распространило материал, в котором вас обвиняли в «самовольном закрытии инфекционного и гепатитного отделений». Как вы прокомментируете данную ситуацию?
- Оба здания, в которых находились инфекционное и гепатитное отделения, в начале этого года признаны аварийными, не отвечающими требованиям санитарных норм и правил. Также по требованиям СанПина данные объекты должны находиться за пределами города, аналогично туберкулезной больнице. В здании детского отделения организованы специализированные боксы для маленьких пациентов. При возникновении инфекционных заболеваний у взрослого населения в здании инфекционного отделения будут развернуты мобильные койки, как, например, при последнем случае вспышки. Что касается больных хроническим гепатитом, а их у нас насчитывается 356 человек, то мы оказываем им противорецидивную терапию в условиях дневного стационара. При обострении заболевания им должна быть оказана специализированная медицинская помощь в условиях Якутской клинической республиканской больницы. 
- Как на сегодня обстоит вопрос укомплектованности кадрами?
- Средний медицинский персонал укомплектован на 70 %. В целях решения вопроса обеспечения кадрами проделана большая работа. В 2018 году на базе Олекминского техникума открыто отделение Нерюнгринского медицинского колледжа, первый курс студенты закончили и через год и 10 месяцев мы ждем новых специалистов. При желании получить фельдшерское образование мы планируем организовать за счет учреждения профессиональную переподготовку специалистов на «Лечебное дело»
В этом году будет снова производиться набор на 25 бюджетных мест по специальности «Сестринское дело». 
Надо отметить, что в результате слаженной работы с администрациями района, города мы укомплектовали нашу больницу терапевтами, эндокринологом, невропатологом и другими узкими специалистами. Тем не менее по-прежнему ощущается нехватка врачей в сельской местности. Я считаю, что здесь решение проблемы зависит от жителей, которые должны воспитывать своих детей патриотами. Когда ко мне обращаются главы наслегов, предлагаю им помогать своим детям в получении образования с тем, чтобы в дальнейшем они возвращались работать домой. Например, наша больница выплачивает ежемесячную стипендию уроженцу села Заречное, который учится на хирурга. Также мы предлагаем выпускникам школ квоты на целевое обучение. 
Если мы будем плыть по течению, вряд ли можно рассчитывать на успех и процветание предприятия. Поэтому наш коллектив постоянно развивается и совершенствуется. Мы готовы принять любые вызовы времени, улучшить качество медицинского обслуживания, чтобы повысить удовлетворенность, комфортное пребывание пациентов в поликлинике, ускорить время постановки диагноза для дальнейшего лечения. Это очень серьезная задача. Для ее выполнения коллектив должен работать, как отлаженный механизм, уверенно идти к общей цели. Все у нас будет хорошо.
В заключение хотелось бы поздравить коллег с наступающим Днем медицинского работника и пожелать всем как можно больше благодарных пациентов, терпения в нашем нелегком труде и, конечно, здоровья. 

Людмила БРИТЫХ. 

Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 АУ Редакция газеты «Олекма» Хостинг от uCoz Design created by ATHEMES