Главная » 2020 » Февраль » 21 » Олонхосут Юрий Борисов: «Нужна серьезная подготовка»

Олонхосут Юрий Борисов: «Нужна серьезная подготовка»

2020-02-21 в 9:47 AM просмотров: 42 комментариев: 0 Общество

В рамках республиканской программы «Ааттаах олоҥхоhһуттар аартыктарынан, ытык кырдьаҕастар -ыллыктарынан», посвященной Году патриотизма и Ысыаху Олонхо-2020, по приглашению Управления культуры, молодежи и спорта Олекминского района в 10-ти наслегах района побывал молодой, но уже известный олонхосут, председатель ЯРОО «Ыччат олоҥхоhһуттар», заведующий сектором эпического наследия и современности Института Олонхо СВФУ, кандидат филологических наук Юрий БОРИСОВ.

- Да, благодаря тесному сотрудничеству, содействию Управления культуры района мне удалось за одну неделю объехать села Токко, Даппарай, Дабан, Первый и Второй Нерюктяйинск, Абага, Кяччи, Улахан-Мунку, Хоринцы и Троицк, - рассказывает Юрий Петрович. - Везде чувствуется интерес жителей села к истокам народного эпоса саха – Олонхо. Особенно мне удались выступления в Даппарае, во 2-м Нерюктяйинске, Кяччи и Улахан-Мунку, где отрывок из Олонхо «Баhырҕас аттаах Баабый Баатыр» слушали более двух часов. Такие мастер-классы я провожу второй раз, в прошлом году был в Намском улусе. 
Юрий родом из Амгинского улуса, ему 30 лет, живет и работает в Якутске. Улыбчивый, очень контактный, разговорчивый молодой человек, уже кандидат наук и руководитель общественной организации молодых олонхосутов, которая объединяет в своих рядах 102 человека от 18 до 35 лет. В основном, это групповые запевалы, участники конкурсов, 20 человек из них могут исполнить тойук или олонхо продолжительностью 40-50 минут, а 11 человек – в течение полутора часов. Юрий в их числе. А свой личный рекорд - 2 часа 38 минут - он поставил во 2-м Нерюктяйинске, где в сельском клубе собралось наибольшее число слушателей. Они поддерживали молодого олонхосута одобрительными возгласами «Ноо!», «Тыый!», как это принято было раньше, а не хлопанием в ладоши. Всего слушателями олонхосута в наших наслегах стали около 400 человек, это значительно больше, чем было в Намцах.
У древних якутов самыми почитаемыми профессиями были кузнец, шаман и олонхосут. Они умели то, что не было подвластно другим, поэтому их очень уважали. Богачи приглашали олонхосутов на «гастроли» в свой улус, щедро одаривали их подарками. Люди всегда ждали олонхосута, его прибытие становилось главной новостью и радостью в наслеге. Тойоны, приглашая олонхосута и оплачивая его услуги - «Атах соболоно», обычно это были продукты питания, могли подарить корову или жеребенка, старались не только для населения, но и значительно укрепляли свой авторитет и имидж. 
Олонхо состоит из трех частей: 1. «Уос аhар ырыа» - подготовка слушателей, настрой себя, как бы прошение от Верхних Божеств об удачном исполнении Олонхо. 2. Основная часть, собственно само олонхо, красочное описание якутской природы, сказание о вечной борьбе между Добром и Злом, о торжестве мира и справедливости в Срединном Мире для всех людей. 3. «Кутурук салайар ырыа» - завершение, «путание следов от злых духов», чтобы они потеряли дорогу к олонхосуту и не причинили зла.
На звуковой пластинке сохранились записи Олонхо в исполнении народного артиста Якутии Гавриила Колесова. Это считается классикой жанра, и многие молодые олонхосуты подражают ему. Но у древних якутов было много олонхосутов, в каждом улусе Олонхо исполняли по своему, не повторяя друг друга и это подпитывало большой интерес, конкуренцию среди певцов и сказителей, отличалось разнообразием манеры исполнения, мощью голосов и тембра звучания, которое ныне безвозвратно утеряно…
Сказания олекминских олонхосутов, вероятно, было более похоже на вилюйское исполнение, громкое и протяжное, когда запевала приглашает на всеобщий хоровод - осуохай. В глубине веков, со стороны Вилюя, где не было пашенного земледелия, в богатую и хлеборобную Олекму специально приходили известные олонхосуты, чтобы заработать мучные продукты, хлеб и муку.
В наши дни олонхосуты выступают только по большим праздникам, на Ысыахе для них устраивают специальные конкурсы. Есть молодые дарования и в Олекме, но их очень мало. Моя мечта состоит в том, чтобы Олонхо возродилось как в прежние времена, чтобы якуты гордились тем, что они являются носителями такого великого духовного наследия, в котором сконцентрировано все богатство языка и мудрость народа саха.
 Целью моего проекта является пропаганда на личном примере, чтобы олекминчане получили представление, что такое Олонхо, признанное мировым шедевром духовного и культурного наследия, увидели и услышали, как исполняли его раньше, какие каноны и правила необходимо соблюдать, выявить таланты и дать им советы, рекомендации для успешного выступления на конкурсе олонхосутов Ысыаха Олонхо в Олекминске. Хорошо бы подготовить по два - три участника на каждый этап конкурса по возрастам. Конкурс будет республиканского уровня, приедут маститые певцы и победить в таком творческом соревновании будет очень почетно и престижно.
Я завершаю свое пребывание в Олекминском районе в хорошем настроении, десять дней пролетели незаметно, много узнал нового, многое показал, рассказал и это очень радует, дает надежды на скорое возрождения эпического наследия Олекмы, имеющего свою историю и неповторимый колорит.    
Выражаю искреннюю признательность главе Олекминского района Николаю Николаевичу Харбину, руководителям Управления культуры Анне Валерьевне Кубряк, Марие Дмитриевне Ларионовой, водителю, моему тезке и другу Юрию Сивцеву за реальную поддержку и конкретную помощь в реализации моего авторского проекта «По следам великих олонхосутов». 
Желаю процветания олекминскому краю, здоровья и успехов всем олекминчанам, самым гостеприимным якутянам, пусть Ысыах Олонхо в Олекминске пройдет на самом высоком уровне!!!

Беседовал В.Малышев.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 АУ Редакция газеты «Олекма» Хостинг от uCoz Design created by ATHEMES