Главная » 2015 » Март » 17 » От истории создания до наших дней

От истории создания до наших дней

2015-03-17 в 11:11 AM просмотров: 1890 комментариев: 0 Общество

История создания Олекминского центра организации воздушного движения тесно связана с историей развития авиации в Олекминском районе и образования аэропорта Олекминск.
В 1928 году была открыта гидролиния Иркутск-Якутск. Олекминск стал одним из основных её 10 гидропортов. Уже с этого времени он стал играть важную историческую роль в прорыве транспортной изоляции Якутии и ее стремительного социально-экономического развития. Вплоть до 1942 года гидропорт Олекминск  в летние месяцы принимал гидросамолёты, а зимой самолёты садились на лёд реки Лены.
В июле 1941 года Государственный комитет обороны принял решение о строительстве особой воздушной трассы Уэлькаль-Красноярск протяженностью более 5000 км для ускоренной доставки из США самолетов, предоставленных по Ленд-лизу. К строительству взлетно-посадочной полосы были привлечены военные специалисты, местное население, имеющиеся в районе техника, гужевой транспорт. Создание воздушной трассы, проходившей большей частью над труднодоступными и малоосвоенными районами, было осуществлено в небывало короткий срок - менее чем за год. А уже в ноябре 1942-го началась перегонка самолетов.
Эта дата считается днем основания сухопутного аэропорта Олекминск и образования службы связи аэропорта. Первым начальником связи базы был Андреев Ю.М., радиобюро - Костюков Д.П., пеленгатора - Долгих П.С. Также одним из первых работников службы связи был Светлолобов Анатолий Иванович, радиопеленгаторщик, проработавший в службе с 1942 по 1980 г.г. С 1947 года в службе связи начал свою работу в качестве радиооператора, в последующем радиопеленгаторщика участник войны с Японией, кавалер ордена Отечественной войны  II степени, награжденный медалью Г.К. Жукова, многими другими орденами и медалями, ветеран труда, Почетный гражданин Олекминского улуса Былков Валерий Михайлович, проработавший в отрасли 35 лет!
Служба связи, обеспечивающая бесперебойную связь с воздушными судами и работу радиопеленгатора, насчитывала в то время 11 человек. Первый радиопеленгатор был перенесен из гидропорта и установлен западнее ВПП. Передающий центр по-прежнему находился в гидропорту и только в 1959 году был перенесен на место ныне существующего ПРЦ.
С 1 февраля 1948 года в штатное расписание аэропорта были включены два диспетчера, а в 1956 году была создана служба управления воздушным  движением, первым диспетчером которой стал Паршин В.А. Численный состав службы связи к тому моменту достиг 19 человек. С 1952 года службу связи возглавил Широкий В.Ф. С августа 1956 года в состав службы связи входили следующие объекты: КДП, радиоцентр, радиобюро и пеленгаторный пункт. В октябре 1956 года был сдан в эксплуатацию первый радиолокатор П-20 "Ромашка", в штате появились радиоинженеры. Именно с этих лет стал более динамичным процесс оснащения и переоснащения службы связи средствами радиолокации, радионавигации и связи. А ведь все начиналось именно с таких систем, как АРП-6, ПАР-7, системы посадки СП-50, установленной в аэропорту Олёкминск в 1967 году, радиомаячной системы ближней навигации РСБН-2  - 1963 год, РСБН-4 -1971 год. Наиболее интенсивным и планомерным был процесс оснащения средствами радиолокации - от первой "Ромашки" до ТРЛК "Лира". ВРЛ "Крона", аэродромного радиолокатора ДРЛ-7СМ.
В годы функционирования перегоночной трассы вновь созданный аэропорт Олёкминск получил серьёзное развитие как по кадрам, так и материально-технической базе, и в начале 50-х годов стал базой одного из первых авиационных отрядов: 299 авиационного аэрофотосъёмочного отряда, а с 1957 года - 197 АО и сыграл серьёзную роль в разведке и освоении несметных богатств Южной Якутии, что, в свою очередь, стало причиной активного развития аэропорта Олёкминск.
Судьба аэропорта была не простой: то в составе ОАО, то самостоятельный аэропорт, опять в составе авиапредприятия (ОАЭ), а в банкротные 90-е годы - самостоятельное предприятие. Структура менялась, службы и люди оставались, и постоянно шла борьба то за развитие, то за выживание, а в дальнейшем - за возрождение. Но, какие бы ни были условия, наши коллективы были и остаются активными, передовыми, творческими во всех отношениях.
1 марта 1995 года на базе служб УВД и связи аэропорта Олёкминск было создано Олекминское отделение, как структурное подразделение ГУП "Сахааэроконтроль", которое в 2001 году было реорганизовано в Олекминский филиал ГУДП "Аэронавигация Северо-Восточной Сибири" ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», а в 2004 году реорганизовано в Олекминский центр ОВД филиала "Аэронавигация Северо-Восточной Сибири"ФГУП Госкорпорация по ОрВД".
Олекминский центр ОВД занимается обслуживанием воздушного движения на внутренних и международных авиатрассах, а в зоне ответственности Олекминского ВРЦ ЕС ОрВД, планированием и обеспечением полетов в районе аэродрома и районах выполнения авиационных работ. В настоящее время через район ответственности центра проходят 16 воздушных трасс протяженностью более 4627 км, в том числе 10 международных трасс протяженностью 3230 км.
Первым директором Олекминского центра ОВД со дня его основания и до ухода на заслуженный отдых в июле 2008 года был бывший начальник базы ЭРТОС, "Заслуженный работник транспорта Республики Саха (Якутия)», "Отличник воздушного транспорта" Анатолий Германович Плотницкий.
С ноября 2008 года по май 2011 года Олекминский центр ОВД возглавлял ветеран авиации Якутии, Почетный работник авиации Якутии, лауреат премии им. В.В. Кузьмина, специалист ОВД I класса Владимир Иннокентьевич Большедворский.
В настоящее время центр возглавляет инженер службы ЭРТОС 1 категории Дубинин Андрей Андреевич.
Ближайшими его помощниками, внесшими реальным вклад в становление и развитие центра, являются: «Отличник воздушного транспорта», ветеран авиации Якутии, начальник службы движения Шилов Борис Николаевич, ветеран труда авиации Якутии, заслуженный работник ФГУП «Госкорпорация по ОрВД", начальник службы ЭРТОС Телицын Алексей Васильевич, которого после ухода на заслуженный отдых в 2009 году сменил ветеран авиации Якутии, почетный работник авиации Якутии Тахватулин Айдар Сабирович.
Борис Николаевич Шилов первым осуществлял управление воздушным движением на английском языке, на впервые открытой с июля 1982 года регулярной международной воздушной трассе "Красная-23". Полеты выполнялись авиакомпанией "Эр Франс" самолетами Б-747, ДС-10.
За большой личный вклад в дело развития и совершенствования Единой Системы организации воздушного движения России и в связи с 30-летием со дня образования служба движения филиала награждена Почетной грамотой Министерства транспорта Российской Федерации.
С момента начала становления служб связи и движения аэропорта Олекминск и в дальнейшем Олекминского центра ОВД, в разные периоды внесли заметный вклад в развитие служб движения и радиотехнического обеспечения, прекрасно зарекомендовали себя и остались в памяти работников такие специалисты и просто хорошие люди: начальник службы движения до 1990 года Яровой Г.П., Кандалов Н.И., Ипатьев П.А., начальники службы связи Широкий В.Ф., Дубовка В.Н., Плотницкий А.Г., Телицын А.В., руководители полетов: Бекенев С.Д., Меньшиков В.П., Садовский Е.П., Шастин А.П., Решетников Б.А., Матвеев Ю.Н., Шаповал А.Н., диспетчеры УВД: Балаев В.П.. Минаков Ю.Г., Остапович И.Н., Хрупов С.И., Бояркин С.И., Хореев С.М., Грошев В.А., Бутусов И.В., Щучкин И.О., инженеры службы ЭРТОС: Петров Ю.А., Лукьяненко B.C., Матвеев Н.Л., Романенко В.В., Семак Л.И., Прошутинский Л.И.,  Тахватулин Б.М.,   радиотехники: Балабанов В.А., Горбунова Т.М.. Языков И.Н., Даутов А.Г., Тетерин А.С., Кузнецов В.Д., Саралидзе В.Н., Ким А.В., Ким С.А., Плотников Ю.Н., Иванеев В.Е., Кузьмин А.А., Вьюкин О.В., радиооператоры: Швецова В., Олейник Л., Скоробогатова Т.А., Канина Е.Х., Чащина В.А., Дружинина Г.Н., Матвеева В.П., Сагитова Г.И., Копылова Е.Т., Унжакова О.И., секретарь-машинистка Бордукова Л.В., награжденная Почетной грамотой «Росгидромета», юбилейной медалью «80 лет ГА России», Почетной грамотой Министерства транспорта РС(Я), фельдшер Иванеева Л.В.
По-прежнему в строю и передают свой бесценный опыт молодым наши ветераны: Яныгин П.С. - ветеран труда авиации Якутии, награжден юбилейной медалью "80 лет ГА России", стаж работы в ГА 57 лет! Работники службы связи с 48-летним стажем работы Иванов Г.А., Пуляева В.М. – "Ветеран авиации Якутии". "Отличник воздушного транспорта", "Почетный работник воздушного транспорта" РС(Я) Парфенов С.С., Габышев И.Е., награжденный Почетной грамотой Президента РС(Я), Еникеев И.И., награжденный Почетной грамотой Президента РС(Я), Благодарностью Министерства транспорта РФ,  Горбунова Л.И., старший радиооператор,"Отличник Аэрофлота".
Олекминский центр ОВД на протяжении многих лет входит в четверку самых больших по интенсивности и количеству обслуженных воздушных судов центров ОВД филиала "Аэронавигация Северо-Восточной Сибири" как в верхнем, так и в нижнем воздушном пространстве. За 2014 год было обслужено полетов воздушных судов: российских авиакомпаний - 5552 самолёта, иностранных авиакомпаний - 13813 самолётов, на трассах МВЛ и в районе аэродрома1082 самолёто-вылетов.
Большой вклад в авиационное обслуживание строительства и ввода в эксплуатацию нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" внесли специалисты нашего центра. Для скорейшего ввода нефтепровода в эксплуатацию много приходилось работать вне регламента.
За многолетний добросовестный труд, личный вклад в развитие авиации Якутии и обеспечение безопасного УВД многие работники Олекминского центра имеют отраслевые награды. Нагрудным знаком "Отличник воздушного транспорта" награждены: Ипатьев П.А. - диспетчер АДП. Ипатьев В.Н. - диспетчер КДП МВЛ, ведущий инженер Парфенов С.С., старший радиооператор Горбунова Л.И. Почетного звания "Ветеран труда авиации Якутии" удостоены 15  человек. Техник РН РЛ и С Иванеев В.Е. награжден знаком "Почетный работник транспорта России". Лауреатами "Премии имени В.В. Кузьмина" стали руководители полетов Иванов Г.И. и Канин А.П., техник РН РЛ и С Кузнецов В.Д. Нагрудный знак "Почетный работник ФГУП Госкорпорация по ОрВД" получили ведущий инженер Давыдов Л.О. и начальник службы ЭРТОС Телицын А.В. Звание "Почетный работник авиации Якутии" присвоено диспетчеру службы движения Матвееву Ю.Н.
В настоящее время хорошими трудовыми успехами радует влившаяся в наши ряды молодежь, это диспетчеры ОВД: Григорьев Ф.А., Швенк А.А., Максиков Ю.В., Смирнов Е.Д., Меркушева А.Ю., Харченко С.С., Ивлева Л.Н., Якушков А.В., Языков А.М., Белоусов Д.С. Стародубцев Ю.А., Антонов С.А., Деревянко Д.А., Полухин И.А., Синявский Е.А., инженеры РН РЛ и С - Пуляев И.В., Уваровский А.Н., инженер-энергетик Васильев В.Ю., инженер-электроник Джуалов Д.Д., техники РН РЛ и С - Марков Т.В., Иванов А.И., Синицин А.Г., Худяков А.В., специалист по языковой подготовке Рожкова Т.А., техник по учету Чирухина О.А.
Стабильно и качественно работают и передают свой опыт молодежи: руководители полетов 1 класса Перписов А.В., Канин А.П., Хорошев И.О., Еникеев И.И., Антипин М.Н., Бурлев С.С., старший диспетчер ОВД I класса Гладышев А.Н., диспетчеры УВД Федотов Е.А., Евстифеев И.И., Куличкин А.В., Юсупова Н.П., Солодовникова И.Г., инженеры РН РЛ и С 1 категории - Худяков В.Г., Прошутинский С.Л., Чувашов В.А., инженер РН РЛ и С Копылов В.И., техники РН РЛ и С 1 категории – Евстифеев А.И., Внуков М.И., Тахватулин К.С., Махчагаров А.Н., Хорошев А.Г., Стрелов И.А., Решетников А.Б., Плотников А.Г., Слепцов Н.П., Воробьев К.В., радиооператоры 1 класса – ветеран труда авиации Якутии Куц Н.И., Ощепкова С.А., Кондратьева Е.А., Сахарова Н.И., Левина Г.В., Иванова Т.В., водители спецтранспорта I класса - Васильев А.Н., Попов В.М., Санников А.В., Камышенец С.А., Кушев Д.Ю., Васильев Д.А. Оказывают действенную и качественную помощь в организации функционирования всего центра и взаимодействия с Филиалом работники штаба центра – техник по учету Куличкина Е.А., секретарь-машинистка Бордукова Т.И., кладовщик Баева Г.В.
Внимательно следят за здоровьем диспетчерского состава и работников службы ЭРТОС, занятых на работах с вредными условиями труда, фельдшеры Хотинская М.И. и Кирьянова Д.С. Поддержание чистоты производственных и служебных помещений обеспечивает уборщик Шараборина Е.В.
Понимая всю ответственность выполняемой нами работы, её сложность и напряженность, коллектив Олекминского центра проводит планомерную техническую модернизацию радио-технического оборудования, что позволяет повышать уровень безопасности полетов, усиливать запас прочности единой системы управления воздушным движением. А это, в свою очередь, дает возможность при необходимости повысить интенсивность воздушного движения, в том числе и по международным трассам, сохранять стабильность и еще более улучшать качество предоставляемых услуг.

А.А.Дубинин, начальник Олекминского центра ОВД.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 АУ Редакция газеты «Олекма» Хостинг от uCoz Design created by ATHEMES