Главная » 2014 » Октябрь » 31 » Перелистывая страницы…

Перелистывая страницы…

2014-10-31 в 2:18 PM просмотров: 825 комментариев: 0 Общество

Так устроена наша жизнь – детство, отрочество, юность, молодость, зрелость и… приходит время, когда, отдав все свои силы, знания и опыт любимой работе (а может нелюбимой – это кому как повезет), мы уходим на пенсию. И остаются одни воспоминания. И так приятно перевернуть страницы своей трудовой биографии, если еще и есть повод – у родной школы день рождения. Уйдя на пенсию, прокручивая свою жизнь, как киноленту, снова и снова понимаешь, что жизнь­то прожита не зря. Так случилось и со мной. В 2013 году я присоединилась к многочисленному отряду пенсионеров, проработав в родной школе почти 40 лет. Были времена, когда прожитый день казался кошмаром, страшным сном, но были и такие, когда «крылья за спиной» вырастали. Таких дней было больше, по ним и скучаешь.

В далеком 1976 году я впервые открыла двери тогда новенькой, деревянной средней школы №2. С тех пор много воды утекло. Мы прошли огонь, воду и медные трубы в прямом смысле слова. Директором тогда был мой бывший учитель Пшеничников Николай Иванович. Умница. Хозяин, много сделавший для школы, превративший ее в уютный дом. Помню случилось ЧП – взрыв в котельной. И наши мужчины, а их тогда было в школе немало, – по ночам по очереди дежурили в котельной, а утром шли на уроки. И никто не роптал, не жаловался, что тяжело. Понимали – иначе нельзя. Когда беда миновала, на педсовете Николай Иванович поблагодарил всех за помощь, поддержку и понимание, и мы заметили скупую мужскую слезу под очками. Это было так трогательно.

Николай Иванович начал создавать кабинетную систему. Наши кабинеты математики, истории, музыки, военного дела стали известны не только в городе, но и в районе, республике. На базе нашей школы проводились районные мероприятия учителей.

А как нам было трудно, когда наша школа вместе со своими кабинетами сгорела! Это было горе для нас, учителей, и для детей. Пять долгих лет мы учились в четырех разных местах. За короткие перемены переходили из одного здания в другое, чтобы провести уроки. В воздухе витало слово «расформировать». Мы это понимали и держались, прижавшись плотно плечом к плечу. Учились, сдавали экзамены, выдавали аттестаты, проводили праздники для детей, даже ставили концерты для жителей города в ДК. Понимали – надо выжить, надо продержаться. И поэтому 1992 год стал для нас счастливым ­ мы праздновали новоселье. Сколько было радости! Не жалели сил и дети, и учителя, обустраивали свое новое жилище. Все эти грустные и радостные годы был с нами наш директор – Статкевич Александр Васильевич.

Директора менялись. Каждый вносил свою лепту, свои идеи, свой порядок. Кстати, о порядке. С порядком я связываю годы, когда директором школы был Кондратьев Эдуард Владимирович. Это был директор, который каждое утро в 8:00 встречал детей у дверей школы, с каждым здоровался. Если театр, говорят, начинается с вешалки, то наша школа начиналась с директора. Всегда аккуратный, подтянутый, строгий, требовательный к себе и другим. От его взгляда не ускользала никакая мелочь. Хочется назвать это немецкой педантичностью. Пусть так. Это при Эдуарде Владимировиче стало традицией проводить в школе еженедельные общешкольные линейки. Все предметные декады заканчивались грандиозными тематическими вечерами – литературными, математическими, химическими, физическими, историческими, английскими. Столько ребят приходило на вечера, что не хватало мест в актовом зале, садились прямо на пол. Никому не было скучно.

Школа известна своими учениками. Ученики приносят славу ей. Уйдя на пенсию, все чаще заглядываю в альбомы с фотографиями своих учеников. Помню всех. Горжусь своими выпускниками, которые стали учителями, врачами, инженерами, руководителями, депутатами, музыкантами, водителями и просто хорошими людьми. А сколько моих ребят выбрали профессией мой предмет – английский язык, закончили институты иностранных языков и судьба разбросала их по разным уголкам нашей планеты. Не называю фамилий, потому что невозможно перечислить всех. Мне повезло, если это можно так назвать, я брала ребят в 5­6 классе и доводила их до выпуска. Поэтому за 6­7 лет все становились родными. Очень хорошо помню Димку Матвеева. Человек­праздник! С его приходом в 8 класс, класс буквально «заболел» танцами. Ребята стали посещать студию танца при Доме культуры, выступали с концертами. А как танцевали! Сам Дима закончил институт культуры в Улан­Удэ и несколько лет был участником ансамбля народной музыки «Сибирский сувенир», с которым объездил много стран. А Алеша Россов, закончив училище тоже в Улан­Удэ, женившись, привез в Олекминск жену Надежду, ныне известную как руководитель ансамбля «Арабеск».

2003 год. Мой 10 «а» класс. Я проходила очередную аттестацию в виде творческого отчета. Это был открытый урок, экскурсия на английском и русском языках по стендам школьного музея, небольшой концерт на английском языке и рассказ о моем творческом пути. Теперь это называется презентацией. И мои дети взяли обычные тетрадные листочки, вырезали их в форме сердечка и каждый написал на этом листочке все, что он обо мне думает. 20 признаний в любви! Это самый дорогой подарок, который у меня есть. Я храню его до сих пор!

Нельзя не вспомнить «картофельные сентябри». Это, когда со 2 по 20 сентября, вооружившись теплыми вещами, резиновыми сапогами и спальниками, старшеклассники с учителями выезжали в совхозы на уборку картофеля. С утра до вечера в поле, завтраки, обеды, ужины – на костре. Вечером – песни под гитару у костра. Детям – романтика, учителям – круглосуточная работа и двойная ответственность. Сколько было курьезных случаев, про которые сейчас вспоминать без смеха просто невозможно. Никому тогда – ни детям, ни их родителям, и в голову не приходило, что детям нельзя работать целый день. А мы работали и при свете фар тракторов, потому что нельзя было оставлять выкопанную картошку до утра на поле, и в зной, и в дождь, и даже в снег. Надо было! Все это понимали.

Маркова Татьяна Владимировна – наш бессменный деловод, проработавшая в школе много лет. Многодетная мать четырех замечательных детей. Все они закончили нашу школу. Можно сказать, что это наши общие дети, они появлялись и росли на наших глазах. Татьяна Владимировна ответственный, аккуратный во всех отношениях человек. Прекрасно знала каждого ученика не по алфавитной книге, а в лицо. А сколько тайн и секретов доверяли мы ей под стук пишущей машинки.

Хочется вспомнить и наших учителей, которых нет уже с нами. Это Емельянов Владимир Феодосьевич, Большедворская Людмила Павловна, Мясникова Капитолина Никитична. Сколько творческих сил и энергии было у Владимира Феодосьевича! Он осуществлял все, что задумывал, не считаясь со временем. Говорят, свято место пусто не бывает, а вот место Владимира Феодосьевича до сих пор не занято в школе. Пусто.

Людмила Павловна была неугомонной. Имея большую семью и хозяйство, она успевала все – учить детей, работать с родителями, помогать молодым учителям. Открытые уроки, праздники для детей – жизнь в классе кипела ключом.

Вряд ли кто еще мог так подобрать ключик к каждому ребенку в классе как Капитолина Никитична. Обучая целый класс, она подходила индивидуально к каждому ученику. А какие крепкие знания давала она детям!

Вспоминать родную школу можно бесконечно. Ведь это моя жизнь. Завершая свой рассказ, хочется поздравить школу с днем рождения! Всех коллег, всех ребят! Сейчас директор школы тоже наша бывшая выпускница Анна Владимировна Скрынникова. Хочется пожелать ей удачи, осуществления творческих замыслов, здоровья, терпения! И главное – поддержки коллег. Когда мы вместе – мы непобедимы. Жизнь это доказала. Виват, вторая школа! Мира и процветания тебе!

 

А.В.ВОСТРЯКОВА,

учитель английского языка, пенсионерка.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 АУ Редакция газеты «Олекма» Хостинг от uCoz Design created by ATHEMES