Главная » 2017 » Июнь » 9 » Самолеты «мерзли», а люди держались

Самолеты «мерзли», а люди держались

2017-06-09 в 10:39 AM просмотров: 181 комментариев: 0 Общество

6 июня в малом зале районной администрации состоялось совещание оргкомитета по подготовке и проведению праздничных мероприятий, посвященных 75-летию трассы Аляска-Сибирь. 
В ближайшее время предстоит обновить и пополнить список участников строительства перегоночной трассы и перегонки американских боевых самолетов, строителей, работников аэропортов для предоставления в республиканский организационный комитет. 
Праздничные мероприятия запланированы на осень. Начиная с сентября, для школьников будут организованы тематические уроки, конкурсы рисунков с последующей выставкой в Русском драмтеатре в столице Якутии сочинений об истории трассы Аляска-Сибирь, также запланирован ряд экскурсий для ознакомления с историей перегоночной трассы. Помимо этого, в календарный план торжеств вошли массовая лыжная гонка и другие спортивные состязания, организация экспедиции по поиску мест летных происшествий с самолетами на территории нашего района. 
На заключительном «параде» выступят коллективы художественной самодеятельности района и авиапредприятия. 
Всех, кто располагает какой-либо информацией, касающейся строительства перегоночной трассы АлСиб и перегонки самолетов, просим обращаться в редакцию. 

Из истории:
АлСиб – воздушная трасса между Аляской (США) и СССР, построенная и начавшая действовать в 1942 году. Являлась советской частью авиатрассы по перегонке американских самолётов, которые США поставляли в СССР по договору ленд-лиза. Американская стартовая площадка трассы базировалась в городе Грейт-Фолс в штате Монтана, а заканчивалась в Номе на Аляске. В качестве второстепенных задач по трассе выполнялась перевозка грузов, дипломатической почты, дипломатических работников.
К октябрю 1942 года на трассе было введено в эксплуатацию десять аэродромов: пять базовых — отремонтированные в Якутске и Красноярске, и новые в Киренске, Сеймчане и Уэлькале; также пять запасных — в Алдане, Олекминске, Оймяконе, Берелёхе (Сусуман) и Марково. Строились аэродромы в Бодайбо, Витиме, Усть-Мае, Хандыге, Зырянке, Анадыре. В СССР было построено 16 аэродромов, в США и Канаде — 15.
Сроки строительства были очень напряженными. Работа не прерывалась ни днем, ни ночью, велась и в сорока-пятидесятиградусные морозы, в весеннюю распутицу. На стройках работали как вольнонаемные и трудармейцы, так и заключенные ГУЛАГа. Большую помощь оказывало местное население, состоявшее преимущественно из женщин, стариков и детей. 
Воздушный мост Аляска – Сибирь таил немало опасностей для пилотов. Недаром АлСиб прозвали трассой мужества. Американские самолёты в сильные холода «мерзли», мороз превращал масло в камень, лопались резина и шланги - выходила из строя гидравлика. Подвесные баки, без которых не дотянуть до ближайшего аэродрома, нарушали аэродинамику, усложняли пилотирование истребителей. Неудивительно, что на первый год перегонки пришлось наибольшее количество лётных происшествий, катастроф и потерь. 
Это было поистине историческое военное лихолетье. Страна переживала неимоверные трудности. Люди недоедали, им не во что было одеться. И все-таки они шли долбить, копать, таскать. В непроходимой тайге преодолевая болота, выкорчевывая буреломы, прокладывали дороги, строили мосты и аэродромы. Все знали, что Родина в опасности, и считали себя на фронте. Да, это был изнурительный самоотверженный трудовой фронт, и на нем тоже нельзя было отступать. 

Людмила БРИТЫХ.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 АУ Редакция газеты «Олекма» Хостинг от uCoz Design created by ATHEMES