Главная » 2015 » Январь » 3 » Сэргэ как памятник культурного наследия

Сэргэ как памятник культурного наследия

2015-01-03 в 3:39 PM просмотров: 991 комментариев: 0 Из редакционной почты

Проходит 2014 год, объявленный Годом культуры и Арктики. А что же несет в себе само слово «культура»? Многие представляют ее как сферу увеселительно-­досуговых и развлекательных мероприятий. Но изначально понятие культуры появилось в Древней Греции, и в переводе с латинского означало возделывание земли, т.е. правильное, заботливое отношение к ней.

В русский язык слово «культура» вошло в середине XIX в. в значениях:

1.     Хлебопашество, земледелие, впоследствии все искусственно выращиваемые сорта растений называли тоже культурой.

2.     Образованность.

В отличие от естественной природы, культура создается трудом многих людей, которые продолжают ее поддерживать, развивать, обогащать. Культура может включать в себя предметы человеческого труда как материальная культура, а также представления, идеи, нормы и правила в виде духовной культуры. Например, политическая культура, правовая, этическая в виде морали и нравственности, а также культура воспитания, образования, поведения, общения и т.д.

Сегодня осмысление культуры становится востребованной всей структурой общества, вплоть до государственной системы. Во всех уголках планеты часто говорят об отчуждении человечества от духовной жизни, духовных ценностей, о последствиях глубокого духовного кризиса. Сейчас стоит вопрос противостояния сферы материальных благ с духовной культурой, происходит эрозия мировоззренческих и этических устоев в современной культуре.

Но наряду с этим существует такое понятие, как народная культура, выступающая действующим источником народной мудрости и социального опыта поколений, основанного на наследии наших предков, их обрядах, обычаях и традициях.

У народов саха в виду их мировоззрения, мировосприятия, мироощущения материальная и духовная культуры были неразрывно связаны между собой и имеют сложный характер, вызванный тем, что на ее южную тюрко­монгольскую основу накладывались элементы северной культуры.

Одним из памятников этой культуры являются коновязные столбы – сэргэ. Изначально они носили материально-­хозяйственный характер и использовались по назначению. В последствии с идеализацией лошади как божества третьего неба дьөhөгөй, считающегося прародителем якутов, коновязь-­сэргэ приобрело духовно-­культурное значение. Условно они разделялись по назначению на три группы:

­ надворные – для хозяйственного назначения (привязывание лошади);

­ культовое – для проведения культовых и религиозных обрядов;

­ ритуальные – для традиционных праздников (Ысыах) и других событий.

В этом году я наконец исполнил свою давнюю задумку – создать этнокультурную площадку в национальном стиле, в центре которой стоит величественное сэргэ – прообраз мирового дерева «Аар Курдук Чэрчи мас» (Аар тэлгэhэ сэргэ мас, Аал луук мас), основанного на народном фольклоре. В якутской мифологии огромное внимание уделялось чудесному дереву, которое будто бы растет в центре Земли (сир киинигэр), и оно источает живительную влагу Илгэ, придающую бодрость и новые силы отведавшим ее. Чудесное дерево связывает все три мира вселенной: корни – нижний, ствол – средний, ветви – верхний. На ветвях обитают все добрые духи­-хозяева плодородия и покровители животных, символизирующие небесную благодать, счастье и изобилие. Внутри дерева обитает благодетельная богиня вселенной Айыы Мичил Хотун, которая дает добрые советы и придает могучие силы. По другой версии – хозяйка земли Аан Алыхчин Хатын, имеющая двоих детей Эрэкэ и Дьэрэкэ, которые бегают в виде амбры или испарения и являются духами иччи мелкой растительности.

Дерево, установленное на импровизированной площадке, тоже является прообразом «мирового» дерева и  относится к культовому сооружению сэргэ для умножения потомков и живности. Объект исполнения желаний и придающий живительную силу (исцеление), благополучие и изобилие.

Большое сэргэ (ствол) – вселенная, три центральных ветви – три мира, а отростки на ветвях предназначены для приема и размещения целой группы духов, съезжающихся со всех трех миров. Вокруг ствола хоровод людей, символизирующий ход времени и 12 месяцев года. По отношению к прообразу человека: корни – связь с предками, ствол – тело, три ответвления – три души (кут): ийэ­кут (мать­душа), салгын­кут (воздух­душа), буор­кут (земля­душа). Ийэ­кут – это сознание, разум, интеллект; салгын­кут – творчество, интуиция, деятельность; буор­кут – тело, материализм. Территория вокруг дерева символизирует подворье (тэлгэhэ) наших предков, в данном случае является культурно-­обрядовой площадкой в этно-­традиционном стиле. На площадке находятся балаган, столб­сэргэ, олицетворяющее саму хозяйку подворья, старинная утварь, а также Аар базах сэргэ, служащая пристанищем для духов предков с надголовьями (лошади – благополучие, чорон – изобилие и тойон­сэргэ).

Ограждение территории в стиле ат сэргэтэ, бэриинэ сэргэ – к верхней перекладине привязываются лошади, к нижней – быки. Вход на площадку – импровизированная арка очищения кычыпкаан, перенятая у эвенков.

Что примечательно, то в ходе обустройства на именуемом Аар ­Курдук­ Чэрчи ­Мас начали появляться различные подарки от неизвестных людей в виде ленточек, веревочек, пучков конского волоса, различных предметов, сладостей, монет. Это говорит о том, что люди все­таки в душе, пусть где­то далеко, все же верят в чудо. Не зря говорят: неважно, во что верят люди, главное как. Это дает надежду, что не все еще потеряно в смысле духовной гармонии.

 

И.Е.ФЕДОРОВ, преподаватель Амгино­-Олекминской СОШ.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 АУ Редакция газеты «Олекма» Хостинг от uCoz Design created by ATHEMES