Главная » 2020 » Июнь » 19 » Стоит Аал-Дуб-Хатынг мас в долине Аанньаах

Стоит Аал-Дуб-Хатынг мас в долине Аанньаах

2020-06-19 в 2:55 PM просмотров: 71 комментариев: 0 Новости Олекмы
В этом году республиканский Ысыах Олонхо должен был состояться на олекминской земле, но из-за неблагополучной эпидемиологической ситуации Глава РС(Я) А.С. Николаев принял решение о переносе торжеств на следующий год. Наш корреспондент попросил заместителя начальника управления культуры М.Д. ЛАРИОНОВУ ответить на вопросы, интересующие читателей газеты. - Жаль, конечно, что пандемия внесла коррективы в наши планы, но безопасность населения прежде всего, - говорит Мария Дмитриевна. - Хочу отметить, что в сфере культуры кропотливая подготовительная работа к Ысыаху Олонхо шла по всем направлениям в течение нескольких лет, и она была высоко оценена на XI республиканской научно-методической конференции, которая состоялась 8-9 февраля в Олекминске. Эти дни стали для олекминчан настоящим «погружением» в эпос. Нам многому пришлось учиться, чтобы подготовиться к проведению национального праздника в соответствии с высоким статусом Олонхо как шедевра устного нематериального наследия человечества. Мы и сейчас стараемся не раскрывать всех секретов сценария, чтобы было чем удивить гостей праздника, сделать сюрприз олекминчанам, наполнить их сердца чувством гордости за свою малую родину. Это все еще у нас впереди. - В ландшафтно-этнографическом комплексе «Долина Аанньаах» завершается возведение ритуальных объектов. Безусловно, главным из них является древо жизни Аал-Луук мас, символизирующее наше мироздание. А почему оно так необычно называется? - Название Аал-Дуб-Хатынг мас взято из Олонхо М.Т. Шараборина-Кумарова. Чтобы было понятнее, я начну с рассказа о нем. Это наш олекминский олонхосут, он родился в 1865 г. во 2-м Нерюктяйе. Тексты его сказаний отличаются особой олекминской стилистикой, пашенной культурой, необычными для Олонхо фантастическими образами. Но в то же время мы знаем, что в 18-19 веках олекминчане активно взаимодействовали с жителями вилюйского, сунтарской группы улусов. Тесные отношения способствовали взаимопроникновению и взаимообогащению культур. Ведь олонхосуты были своего рода информаторами, они рассказывали в своих сказаниях о том, что слышали или видели в другом месте. Ученые предполагают, что в Олонхо М.Т. Шараборина-Кумарова многое почерпнуто от вилюйских олонхосутов и известного Бабанчи Торговкина из Кыллаха, о котором сохранились очень скудные сведения. Надо отметить, что жизнь и творчество олекминских олонхосутов мало изучено, до нас дошли только 3 рукописных Олонхо Михаила Терентьевича, видимо, записанных кем-то с его слов. А вообще у него их было 5. Одно из них - «Улуу Даарын Бухатыыр» - изучил профессор СВФУ, филолог В.В. Илларионов и издал в 2009 г. книгу о М.Т. Шараборине-Кумарове в серии «Олонхосуты Якутии». - Исполняется ли Олонхо М.Т. Шараборина-Кумарова в наше время? - Чтобы прочитать «Улуу Даарын Бухатыыр» в ускоренном темпе, понадобилось бы больше двух суток. Поэтому передо мной была поставлена задача – изучить его и сократить объем до получаса. На эту работу у меня ушло три месяца. Сокращенный вариант вместе с группой олекминских олонхосутов мы готовили в течение полутора лет для выступления на республиканском Ысыахе. Ответственность большая, ведь мы принимающая сторона. Структура «Улуу Даарын Бухатыыр» выдержана в классическом стиле, 9 основных персонажей. В основе сюжетов - борьба богатыря со злыми чудовищами-абаасы, защита справедливости и мирной жизни. Но у богатыря вместо обязательного персонажа – Лошади – появляется Хахай (Лев). Видимо, олонхосут ввел этот образ, чтобы подчеркнуть его силу, ведь лев – царь зверей. А откуда он мог узнать о нем в конце 19 века, если учесть, в какой глуши жил!? Только из рассказов приезжих. Далее, нижний мир, где обитают абаасы, он изображает в виде моря и т.д. - Какой памятью надо было обладать олонхосутам, чтобы запоминать огромные тексты, какой фантазией и воображением, чтобы эмоционально, в красках передать речь героев… - Мне кажется, у них мозг был устроен как диск, который сохраняет такую информацию. А как искусно они владели голосом - слушатели будто воочию видели перед собой древних героев. Конечно, они были неординарными и уважаемыми людьми. Зачастую останавливались у богатых людей-меценатов, которые кормили их, помогали деньгами, а олонхосуты в свою очередь прославляли и рекламировали их. - Вы отметили своеобразный язык олонхо М.Т. Шараборина-Кумарова. - Язык, действительно, очень отличается от других олонхо олекминской пашенной стилистикой. К примеру, говорят Орто Дойду (Средний мир), а у него – Орто Сивет. Добротная земля вместо «уйгубыйан сир» называется оппотнайбуор. Михаил Терентьевич вводит в диалоги русское слово только, но без мягкого знака – толко. И такие моменты встречаются во всех трех его олонхо. - И все же почему Аал-Дуб-Хатынг мас? - В Олонхо великое древо жизни Аал-Луук Мас соединяет Верхний, Средний и Нижний миры. В представлении олекминского олонхосута древо жизни Аал-Дуб-Хатынг мас состояло из двух деревьев – дуба и березы, видимо, олицетворяющих мужское и женское начала. Имя М.Т. Шараборина-Кумарова было широко известно в свое время. В воспоминаниях очевидцев рассказывается, что в начале 20 века в Олекму часто приезжал знаменитый сунтарский олонхосут Сергей Зверев-Кыыл Уола. Однажды они устроили соревнование по исполнению олонхо, и победу одержал наш Михаил Терентьевич. - Благодаря Ысыаху Олонхо мы открываем забытые имена, узнаем свою историю. - Да, имена и произведения известных олонхосутов, материалы фольклорных экспедиций и многое другое будут увековечены в книгах, и это будет нашим вкладом в сохранение истории и культуры Олекминского района. К Ысыаху Олонхо будут выпущены следующие издания: олонхо М.Т. Шараборина-Кумарова «Куллуйа Куллустуур». «Дуо Бухатыыр», олонхо А.Е. Соловьева «Уолан Дохсун», уникальные книги по итогам фольклорной экспедиции «Фольклор олекминских якутов», «Фольклор эвенков Олекмы», «Сборник научно-методической конференции», «Локальные традиции преданий эвенков Олекмы», «Олоохуна олонхоhуттара», «Эвенкийский язык для начинающих». - Каждый улус считает за честь принять Ысыах Олонхо, ведь место его проведения становится народной столицей Якутии, центром притяжения тысяч людей из всех уголков республики. И это нам еще предстоит ощутить на себе в следующем году, но ведь сам праздник никто не отменял. - 21 июня к Ысыаху в ютубе будет запущен ролик с отрывком из олонхо «Улуу Даарын Бухатыыр» М.Т. Шараборина-Кумарова в исполнении олекминских олонхосутов. Это настоящие патриоты, которых отбирали по всему району. Для них специально в Саха театре были пошиты шикарные костюмы персонажей Олонхо. Роль Аан Алахчын исполняет фольклорист Светлана Нартахова из Абаги, в главной роли Богатыря – учитель Кяччинской школы Николай Павлов, второй Богатырь – Ростислав Крыжановский из Улахан-Мунку, девушка Богатыря – преподаватель ОДШИ Саргылана Трофимова, ее Лошадь – Афанасий Нартахов из Абаги, удаганка – Елена Балбахова из Улахан-Мунку, абаасы Ноной и Могой – Виталий Сорошев из Улахан-Мунку и Гаврил Нахов из Абаги. Авторский текст читает Гаврил Сивцев. От имени управления культуры мне бы хотелось поблагодарить их через газету за огромную работу, которой они посвящают свое свободное время. Все участники группы понимают важность и необходимость своей миссии, горят желанием достичь высокого уровня мастерства. Они и в дальнейшем будут пропагандистами творчества олекминских олонхосутов, будут достойно представлять наш район на республиканской сцене. С.Д. Трофимова, как профессиональный фольклорист, помогает в постановке голоса и других нюансах, а начальную базу помогла подготовить наш научный консультант, профессор Института Олонхо Е.С. Сергина. Предлагаю олекминчанам посмотреть в ютубе запись, уверена, вы будете удивлены исполнительским мастерством наших олонхосутов. В заключение хотелось бы поздравить земляков с нацио-нальным праздником Ысыах, началом якутского лета, пожелать семейного счастья, благополучия, жить в гармонии с природой. Подготовила Д.ТИМОФЕЕВА.
Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 АУ Редакция газеты «Олекма» Хостинг от uCoz Design created by ATHEMES