Главная » 2015 » Октябрь » 9 » «Валерий Кузьмин» вновь будет летать над Якутией

«Валерий Кузьмин» вновь будет летать над Якутией

2015-10-09 в 11:09 AM просмотров: 1071 комментариев: 0 В Якутии

В 90-летие якутской авиации самолету Сухой Суперджет-100 присвоено имя Героя Социалистического Труда, летчика Валерия Кузьмина. Торжественная церемония проходила 8 октября на территории столичного аэропорта.
«Я выражаю огромную благодарность авиакомпании «Якутия», ее руководству, что они дали сегодня Валерию Кузьмину второй шанс подняться в небо, быть в авиации, служить землякам и родной республике», - сказала дочь легендарного летчика Зоя Макеева.
Вместе с ней в торжественной церемонии по присвоению имени отечественному самолету с бортовым номером RA-89011 приняли участие глава Росавиации Александр Нерадько, заместитель председателя правительства Виктор Омуков, генеральный директор авиакомпании «Якутия» Ольга Федорова.
«Для авиакомпании Сухого большая честь, что один из произведенных нами самолетов будет носить имя легендарного человека, Героя Социалистического Труда, заслуженного пилота СССР, Почетного гражданина столицы Республики Саха (Якутия) Валерия Ильича Кузьмина», - отметил представитель ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» Андрей Зубарев.
По его словам, авиакомпания «Якутия» успешно эксплуатирует Сухой Суперджет более 2,5 лет, расширяет географию полетов, в том числе за пределы РФ. Самолет получил положительные оценки экипажей и пассажиров. С 2016 года воздушный парк региональной авиакомпании пополнится новыми отечественными воздушными судами Сухого.

Из биографии В.Кузьмина

Валерий Кузьмин родился 7 ноября 1918 года в селе Иннях Олёкминского района в крестьянской семье. Окончив семилетку, Валерий по направлению комсомола поступил на охотоведческое отделение Якутского пушно-мехового техникума.
В 1935 году в Якутске открылась лётно-планерная школа по подготовке инструкторов-планеристов. Одним из её курсантов стал Валерий Кузьмин. В 1936 году, получив удостоверение инструктора-планериста, направился в Ульяновскую школу лётчиков-инструкторов Осоавиахима. Вернувшись через год с учёбы на родину дипломированным специалистом, работал командиром звена Якутского аэроклуба, пилотом 234-го авиаотряда спецприменения и Ленской группы полярной авиации. 
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В октябре решением Государственного Комитета Обороны для связи с США началось строительство Особой воздушной линии (ОВЛ) через Берингов пролив, Чукотку, Колыму, Якутию до Красноярска. Из Якутской авиагруппы в распоряжение Управления ОВЛ, проводившего изыскания, строительство новых и реконструкцию существующих аэродромов, откомандировали из Якутской авиагруппы нескольких пилотов. В их число попал и Валерий Кузьмин.  
В феврале 1946 года он был утверждён в должности командира воздушного судна. Первое послевоенное пятилетие – годы становления Кузьмина как командира воздушного судна. На С-47, ТС-62, Ли-2 и Ил-12 он ежегодно налётывал по 600 – 800 часов. 
Рос авторитет одного из первых пилотов-якутов. Валерий Ильич, начиная с 1950 года, три раза подряд избирался депутатом Верховного Совета Якутской АССР.
В 1951 году он окончил курсы усовершенствования начальствующего состава гражданской авиации и занимал руководящие должности в 139-м лётном отряде.
В мае 1958 года Кузьмин становится пилотом 1-го класса, трижды миллионером (налетал три миллиона километров), командиром авиаэскадрильи. 
В феврале 1962 года Валерия Кузьмина утверждают командиром 248-го авиаотряда, объединённого с аэропортом Нижние Кресты Управления полярной авиации. 
Кузьмин летал на самолётах Ил-14 и Ли-2 ещё в Якутске, а на Колыме освоил Ан-2 и начал летать на вертолёте Ми-4, выполнял совершенно новый для него вид работы – ледовую разведку. 
В год 40-летия гражданской авиации страны (февраль 1963 года) Валерия Ильича наградили знаком «Отличник Аэрофлота» и орденом Трудового Красного Знамени.
С середины 1966 года, отучившись в Ульяновской школе высшей лётной подготовки, Валерий Кузьмин перевелся в Якутск, где сначала работал пилотом-инструктором, а с 1977 года - командиром 139-го лётного отряда, осваивающего Ан-24 и Ан-12. В том же году он и В.Л. Браташ становятся первыми в Якутии заслуженными пилотами СССР.
В 1969 году В.И. Кузьмин возглавил Якутское авиапредприятие. Здесь в полной мере проявился талант Валерия Ильича как организатора производства и воспитателя. В феврале 1973 г. он стал Героем Социалистического Труда. При всей огромной занятости Кузьмин продолжал летать.
Первый рейсовый Ту-154 прилетел в Якутск из Москвы 1 апреля 1976 года. И чем ближе узнавал Кузьмин Ту-154, тем больше укреплялся в мысли – надо добиваться, чтобы этот самолёт базировался в Якутском аэропорту. Для этой цели необходима была реконструкция аэродрома, да такая, чтобы можно было принимать самые современные и тяжёлые самолёты – Ил-62, Ил-76, Ил-86. Через пять лет было развёрнуто строительство взлётно-посадочной полосы, способной принять Ил-62 и другие самолёты такого класса.
Валерий Кузьмин был награжден орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды, «Знак Почета», медалями. В Якутске установлен памятник летчику, который в этом году перенесут с улицы Гагарина на привокзальную площадь им. В.И. Кузьмина, его имя присвоено средней школе №30. Учреждены авиационная премия и стипендия имени Кузьмина. На доме, где он жил последние годы, установлена мемориальная доска. Имя Валерия Кузьмина носили теплоход, приписанный к аэропорту Тикси, и самолет Ту-154 авиакомпании «Якутия».
В связи с прекращением эксплуатации авиакомпанией «Якутия» самолета Ту-154 имени Валерия Кузьмина, в год 90-летия авиации Якутии, руководством авиакомпании было принято решение - присвоить имя Валерия Ильича Кузьмина российскому авиалайнеру Сухой Суперджет-100 c бортовыми номерами RA-89011.
«Валерий Кузьмин» вновь будет летать над Якутией.

ЯСИА.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 АУ Редакция газеты «Олекма» Хостинг от uCoz Design created by ATHEMES