Главная » 2018 » Август » 17 » Встречи, изменившие жизнь

Встречи, изменившие жизнь

2018-08-17 в 10:26 AM просмотров: 493 комментариев: 0 Общество

Накануне Дня воздушного флота России хотелось бы уделить внимание читателя человеку, отдавшему 60 лет своей трудовой жизни Олекминскому аэропорту. И хотя он не состоял напрямую в летном составе, его работа имела первоочередное значение в функционировании этого объекта. Это радио- и свето-обеспечение. Речь пойдет о Петре Серафимовиче Яныгине, потомке казака - участника пугачевского восстания.
П.С.Яныгин:
- Родился я 1 мая 1937 г. в д. Березово Нохтуйского сельсовета Олекминского района ЯАССР. Отец был председателем колхоза, в 1942 г. ушел добровольцем на фронт, погиб в 1943 г., похоронен в братской могиле близ станции Поныри под Курском. Мать всю жизнь проработала дояркой. Начальную школу окончил в деревне, семилетку – в Дельгее, а в вечерней проучился, уже работая. Нас у родителей было трое: я старший и две сестры, средняя впоследствии работала в Мирном доверенным врачом ЦК металлургов, младшая – директором быткомбината в Ленске. 
Трудиться начал с 7-ми лет, впрочем, как и все мальчишки того времени: подвоз воды, копен, работа на сенокосилке и т.д. После 8-го класса хотел поступить в культпросветучилище, но в Якутске дядя, брат матери, работающий тогда в ГИМЕИНе (гидрометеорол-й институт), уговорил меня поехать в Новосибирск на 2-летнюю учебу на начальника таежной станции. В общем, согласился я и поехал. Во время медкомиссии врач, узнав, что я в детстве переболел воспалением легких, обследовала меня и не допустила в будущем на такую работу. Был, как говорится, комиссован. 
Вернувшись обратно в Якутск, решил поехать на Кубань, в Краснодарский край, станицу Курганинскую, к брату отца, он тогда сильно израненный после войны лежал. Устроил он меня помощником тракториста в МТС. Неделю проработал и заболел корью, видать, где-то по дороге прихватил. Было мне тогда 17 лет. После лечения дядя настоял идти в школу доучиваться, и там же я пошел в 9-й класс. 
Климат кубанский, конечно, резко отличался от якутского. Стал скучать по дому. Как-то вычитал в газете про оргнабор в Иркутскую область (так называлось привлечение трудовых резервов населения на индустриальные стройки тех лет) и уехал туда. Организация называлась МДО-48, где работал сплавщиком на лесоперевалочной базе. 
Как-то к нам на участок приехал механик на электростанцию, и его подселили ко мне. Этот человек оказался генерал-лейтенантом авиации, правда, бывшим, и участником войны. Звали его Анатолий Петрович Минин, никогда его не забуду! Встреча с ним предопределила всю мою дальнейшую судьбу, но об этом позже. В общем, была авария в Баку, а на борту самолета, которым управлял Минин и к тому же был главой этой делегации, в числе пассажиров был председатель Всемирного Совета профсоюзов Эжен Батье. Короче, сняли его с летной работы и волею судьбы мы встретились в Иркутской области. Он и познакомил меня с премудростями работы на электростанции Б-60, в каких раньше стояли танковые дизеля, даже дал книжку-инструкцию, по которой я совершенствовался. Работая на лебедке, на сплаве я по неосторожности получил травму. Дали инвалидность, и я уехал на родину. 
А в деревне мать трудилась одна, да дома малолетние сестры. Вот и работал по возможности, то почту возил, то продавцом в сельмаге. Как-то звонят с Олекминска, надо, мол, заготовить 100 шт. столбов по 7,5 и 11 метров. Заготовили «плавник», сплотили и сплавили до города, там сдали на почту. Жил в Олекминске у тетки, а её сын, мой двоюродный брат Мордвинов И.П. работал в аэропорту электротехником. Он то и предложил мне устроиться к ним дизелистом. Сейчас думаю, это была еще одна встреча, утвердившая меня в выборе профессии. 
Тогда в аэропорту, на электростанции, как раз установили танковый двигатель, а раньше дизеля были тракторные, дизелистами, соответственно, были трактористы. А вопросов обслуживания нового агрегата и технику работы с ним никто не знал. Запустить-запустили, но только и всего. Вот тут-то мне и пригодились навыки, привитые Мининым А.П. Приняли меня на работу механиком-дизелистом. Во главе станции тогда был Черепанов А.В., а его объект подчинялся службе связи, начальником которой был Широкий В.Ф. У Черепанова семья находилась в Барнауле, куда он и уехал на месяц, меня же после года работы поставили на его место, чему я и сам был удивлен. Думаю, показал себя в работе, старался, да и коллектив был хороший – подскажут, помогут, если что. А ведь там были дизелисты и постарше, поопытнее, но назначили почему-то меня. Попутно учился я в школе рабочей молодежи и окончил ее с серебряной медалью. 
Шел 1958 год. В райкоме мне предложили путевку в МЭИ (Московский энергетический институт), в Якутске же на одно место оказалось 11 человек, и я понял, что не пробьюсь. Как раз позвонили с Олекминска, приезжай, мол, на постоянную работу начальником-энергетиком, Черепанов переезжает к семье.
Я документы сдал в ЯГУ, в физмат, на заочное отделение. Приехал, стал работать, женился. Решил как-то попробовать получить высшее образование в г. Новосибирске, но по семейным обстоятельствам вернулся на родину, на свою, уже ставшую родной, работу. Со временем перешел в ЭРТОС (эксплуатация радиотехнического оборудования и электросвязи).
В 1967 г. вступил в ряды КПСС. Когда случилось сокращение в ЭРТОС, мне предложили на выбор три должности: коменданта, зав-склада и завгара (тогда старший механик). Пошел работать завгаром, проработал год-полтора, а когда освободилось место на «локаторе» (ЭРТОС), перевелся туда и трудился, можно сказать, до сегодняшнего дня – дали отпуск с 13 июня по 27 августа 2018 года с последующим увольнением. Посчитали старым, а оно и правда (смеется). За все годы работы на объекте совмещал-замещал многие должности, вплоть до начальника аэропорта. Был и на общественной работе: командиром народной дружины, председателем общества «Знание», начальником штаба ГО (гражданской обороны). Имею почетные грамоты, памятные значки районного и республиканского значения. Звонил как-то даже министр авиации, лично поздравлял с Днем изобретателя-рационализатора. Имею огород, теплицу, но ими занимаются дочь с зятем, я так, на подмоге.

Когда уходил, пожелал здоровья, на что Петр Серафимович сказал: «Спасибо, но мне болеть нельзя!», потом, мечтательно улыбнувшись, тихо произнес: «А я бы еще поработал…».
Знакомясь с биографиями людей, на юность которых пришлось немало трудностей и испытаний, удивляешься их упорству, стойкости, жизнелюбию и желанию быть полезным обществу, Родине даже в почтенном возрасте, и невольно сравниваешь их путь с нашей комфортной и зачастую беспечной жизнью. За 60 лет выросли новые поколения, у которых кардинально поменялись жизненные ориентиры.

А. Соловьев.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 АУ Редакция газеты «Олекма» Хостинг от uCoz Design created by ATHEMES