Главная » 2014 » Октябрь » 21 » Выбирать или «назначать» глав поселений?

Выбирать или «назначать» глав поселений?

2014-10-21 в 5:31 PM просмотров: 3452 комментариев: 0 В Якутии

О формировании органов местного самоуправления – выбирать ли глав поселений или «назначать» их – а также о полномочиях сельских поселений говорили в Ил Тумэне 17 октября 2014 года на парламентских слушаниях на тему «О реализации Федерального закона от 27 мая 2014 года №136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В мероприятии, модератором которого стал первый вице-спикер парламента республики Анатолий Добрянцев, приняли участие народные депутаты республики,  главы, председатели и депутаты представительных органов муниципальных районов и городских округов, главы сельских поселений Якутии, представители федеральных органов по Якутии, министерств и ведомств республики, администраций муниципальных образований, средств массовой информации и общественность республики. Всего приняли участие представители из 21 улуса республики, Жатая и Якутска.

Анатолий Добрянцев отметил, что в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за органами государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены новые полномочия по регулированию законами субъектов Российской Федерации вопросов организации местного самоуправления в Российской Федерации. «В течение шести месяцев со дня вступления в силу указанного Федерального закона, то есть не позднее 27 ноября 2014 года необходимо принять региональные законы, регулирующие способ формирования представительного, а также порядка избрания и основных полномочий главы муниципального образования», сказал он.

В связи с этим, участники парламентских слушаний рассмотрели проект закона о внесении изменений в закон республики «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)», инициированный якутскими парламентариями Василием Местниковым и Гульсум Бейсембаевой. В данном проекте закона народные депутаты республики предлагают сохранить сложившуюся систему организации местного самоуправления в Якутии – избирать на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Представляя законодательную инициативу, председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по вопросам местного самоуправления Василий Местников отметил, что Якутия отстояла право избирания глав поселений. «Каждый субъект Российской Федерации сам должен решить, будут ли выбирать глав тайным голосованием или делегировать это право избранным ими же депутатам?», - отметил он и добавил, - Закон РФ имеет рекомендательный характер. Сегодня мы должны обсудить и решить».

Кроме того, на парламентских слушаниях обсуждены предложения народных депутатов республики Анатолия Добрянцева, Владимира Прокопьева, Дмитрия Саввина, Василия Местникова к рассмотренному проекту закона. Так, парламентарии предлагают прописать норму о том, что в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, но не более 100 человек, глава муниципалитета избирается на сходе граждан. Глава муниципального образования, численность которого не превышает 1 000 граждан, может быть избран представительным органом, то есть депутатами из своего состава, если иное не предусмотрено Уставом муниципального образования.

Комментируя данное предложение народных депутатов, председатель Контрольного комитета Ил Тумэна Александр Уаров подчеркнул, что «сегодня принимается судьбоносное решение». Также народный депутат республики указал на необходимость передачи полномочий с финансовым обеспечением. «Источником власти является народ, и он должен выбирать прямым тайным голосованием. Но в какой-то части я солидарен и с предложениями группы народных депутатов. В сельских поселениях с небольшим количеством избирателей (от 100 до 500 человек) действует клановость, родственные связи. И это предложение парламентариев будет способствовать искоренению таких проявлений. Я согласен, чтобы в поселениях с численностью населения до 100 человек глава избирался на сходе», - сказал Александр Сергеевич.

Основная часть выступавших – ветеран муниципальной службы из Сунтарского улуса Иннокентий Герасимов, глава Момского национального наслега Момского улуса Александр Андреев, глава Хатын-Арынского наслега Намского улуса Юрий Слепцов, председатель улусного (районного) Совета Усть-Алданского улуса Иван Колодезников и другие – при обсуждении проектов республиканских законов высказалась за прямые выборы глав поселений и поддержала проект закона о внесении изменений в закон республики «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)», инициированный Василием Местниковым и Гульсум Бейсембаевой. Выступающие отметили, что избранный своим населением глава наслега намного ближе народу. «С любой проблемой житель села сначала идёт к своему главе: будь то вопросы строительства или выделения жилья, погребения… Если глава наслега будет говорить: «Я не смогу помочь, это не в моих полномочиях, я вас только в список внесу», то население не поймёт нас, потому что своего главу народ выбирает сам», - подчеркнул Юрий Слепцов.

Вице-спикер Ил Тумэна Ольга Макиенко пояснила: «Весной мы с вами смогли договориться с Федерацией и получили право самим определяться. А сейчас мы должны определиться у себя, каким образом лучше поступить: оставить выборность для всех или для кого-то выделить?». Она заметила, что в Забайкальском крае во всех муниципальных районах сохранена выборность, а в столице, Чите, губернатор установил выборность через представительный орган. В Самарской области во всех муниципальных образованиях будет выборность через представительные органы. «До 27 ноября мы должны найти общий компромисс», - подчеркнула она.

В итоге принято решение поддержать проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)», внесённый в качестве законодательной инициативы народными депутатами Республики Саха (Якутия) Гульсум Бейсембаевой и Василием Местниковым.

 

Пресс-служба Ил Тумэна.

 

 

Редакция попросила прокомментировать этот вопрос олекминчан.

Мария Васильевна БРАГИНА, глава МО «Хоринский наслег»:

- Я считаю, что в любом случае глава должен избираться народом. Нельзя лишать людей права на свободное волеизъявление. Конечно, если глава муниципального образования будет избираться или назначаться из числа депутатов, это повлияет на повышение авторитета депутатов. К сожалению, сегодня их авторитет, действительно, низок, а дело все в том, что они не имеют реальных рычагов власти, подкрепленных финансами.

 

Николай Павлович КОТЕНКО, председатель межотраслевого координационного Совета организаций профсоюзов Олекминского района, член Совета Федерации профсоюзов РС(Я), депутат городского Совета:

- Имея за плечами опыт работы депутатом городского Совета уже трех созывов, работая с разными главами, избранными на эту должность, думаю, что необходимо сохранить выборность глав. Таким образом мы делегируем горожанам полномочия по выбору мэра на альтернативной основе. В центральной части России практикуется избрание, так называемых, сити-менеджеров, но это новшество не получило широкого распространения из-за недостаточной проработанности механизма их функционирования.

Сегодня результативность работы любого главы, местного представительного органа власти в первую очередь зависит от наполняемости бюджета. Много полномочий, возложенных на местный уровень согласно 131 Закону, не подкреплены финансами. Налоги, поступающие в бюджет, не покрывают всех расходов. Надо ремонтировать дороги, заниматься благоустройством и другими жизненно важными делами, а средств на все не хватает. Вот и получается: закрываешь одну дыру в основном за счет другой. В связи с этим радует, что с 2015 г. на уровень города передается основной земельный фонд. Муниципальное образование получит возможность распределять участки, за счет поступления налога увеличится доходная часть бюджета.

Возвращаясь к заданной теме, хотел бы заметить – даже президент страны перешел от назначаемости глав регионов в переходный период к прямым выборам. Прошедшие выборы главы республики подтвердили правильность взятого курса.

Мы учимся демократии, развиваемся, идем вперед. Возможно, через несколько лет ситуация изменится.

 

Татьяна Викторовна ТАЦИЙ, преподаватель ЦНИРШа:

- Я за выборность глав. На проведение выборов требуются значительные средства, но они того стоят. Народ должен иметь возможность проголосовать за того кандидата, которого он считает достойным.

 

Иван Валерьевич КУПРИЯНОВ, директор МУП «Атлант», депутат районного Совета:

- Хорошее предложение – назначать главу из числа депутатов, но обо всем по порядку. Я против сегодняшних выборов депутатов райсовета по партийным спискам, во главе которых идут влиятельные люди. Мне кажется, более правильным было бы избрание по округам на мажоритарной основе, как раньше. 27 округов – 27 депутатов. Тут уж, как говорится, народ судит о каждом по его делам, и кандидат не сможет спрятаться за партию и за ее лидеров.

После таких выборов можно избрать главу или назначить сити-менеджера из числа депутатов. Кстати, сити-менеджера легко снять с должности в случае невыполнения им своих обязанностей, а избранного главу практически невозможно. Вот и приходится людям маяться в течение 5 лет, если выбрали ошибочно. Кроме того, срок пребывания в должности нужно ограничить тремя годами, это будет подстегивать претендента к результативной работе, не даст ему застаиваться.

 

Владимир ИВАНОВ, житель г.Олекминска:

- Выборы однозначно нужны, иначе как. Единственное, что меня раздражает, так это предвыборная агитация. Столько обещаний льется, многие из которых заведомо невыполнимые, все кандидаты такие хорошие, прямо ангелочки. Зато после выборов к ним не подступиться, а обещания спускаются на тормозах.

 

Андрей Викторович ЯНЫГИН, глава МО «Чапаевский наслег»:

- Вопрос, касающийся выборности или назначения глав муниципалитетов, двойственный. Здесь присутствуют как положительные, так и отрицательные стороны.

Положительный фактор - экономия местного (итак скудного) бюджета в связи с отменой муниципальных выборов. Вторым аспектом будет являться тот факт, что вышестоящее руководство будет назначать (в идеале так и должно быть) очень грамотных управленцев, менеджеров по своей сути, которые будут хорошими экономистами, финансистами, где-то хозяйственниками. Также сейчас немаловажным по-прежнему остается факт вхождения отдельных глав «в верха» благодаря связям, знакомствам.

С другой же стороны мне кажется, что выборные главы – это главы НАРОДА. Они те, кому доверяет население, на кого надеется. И что очень важно, это те люди, которые изнутри знают проблемы и чаяния населения, чем живет и «дышит» каждый на его территории. Они в большей степени хозяйственники, управленцы «на земле».

Конечно, выборы – это рулетка, и не факт, что выберут самого «лучшего» и наиболее грамотного, подкованного человека. Здесь существуют закономерные риски. По этой причине мне видится, что кадровая работа и ротация должны начинаться с уровня поселения, и начинать ее нужно заблаговременно до выборов (а не так, как сейчас это происходит, - на носу перед выборами). Кадровикам нужно прямо на месте искать будущих глав, лидеров.

Моя позиция – глав должен выбирать народ, но выбирать «правильно», а для этого нужно вести предварительную работу с населением. Район и вся республика состоят из нас, поселений. И не стоит забывать – Глава Республики также выборная должность.

Подготовила Д.ТИМОФЕЕВА.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 АУ Редакция газеты «Олекма» Хостинг от uCoz Design created by ATHEMES